В Аполлоновом зале Зимнего дворца открыта выставка «Рембрандт. «Жертвоприношение Авраама» К завершению реставрации»

Посетителям представлена одна из самых драгоценных картин в собрании Эрмитажа: большое полотно Рембрандта на знаменитый сюжет из ветхозаветной Книги Бытия.

В Аполлоновом зале Зимнего дворца открыта выставка «Рембрандт. «Жертвоприношение Авраама» К завершению реставрации» | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Эта выставка — представление великой картины. Она всегда занимала особое место, — рассказывает куратор, главный научный сотрудник отдела западноевропейского изобразительного искусства, хранитель голландской живописи XVII – XVIII веков Ирина Соколова. — Это один из самых драгоценных Рембрандтов в Эрмитаже. Картина подписная, датированная самим художником, относящаяся к интересному периоду его жизни, который можно назвать «периодом бури и натиска». Она датирована 1635 годом. В 1631‑м Рембрандт переехал из Лейдена в Амстердам. 29‑летнему художнику, которого никто не знал (во всяком случае в Амстердаме), в течение нескольких лет, с 1631‑го до 1635‑го, удалось завоевать славу самого знаменитого живописца Амстердама. Он начинает работать у Хендрика ван Эйленбюрха, известного арт-дилера, в мастерской, где изготавливались заказные портреты. Пишет первые портреты — один из них находится в Эрмитаже, так называемый «Портрет ученого», — и подписывает их ранней монограммой, состоящей из трех литер: R — Rembrandt, H — Harmenszoon, L — Лейденский, то есть «Рембрандт из Лейдена». А чуть позже он начинает подписывать свои произведения только именем Рембрандт, как подписана эта картина. Делает он это в подражание великим мастерам итальянского Возрождения.

«Жертвоприношение Авраама» относится к лучшим образцам рембрандтовской манеры 1630‑х. В первой половине XVIII века полотно находилось в знаменитой картинной галерее премьер-министра Англии сэра Роберта Уол­пола. В 1779 году императрица Екатерина II выкупила коллекцию у его потомков. «Жертвоприношение Авраама» поступило в Императорский Эрмитаж.

В Старой пинакотеке в Мюнхене есть копия картины, сделанная в 1636 году одним из учеников Рембрандта. В 2004 году на выставке в Эрмитаже она демонстрировалась рядом с оригиналом. Ее снимок можно видеть на этой выставке.

В Аполлоновом зале кроме главного экспоната — картины Рембрандта представлены биографические сведения о художнике и фотоматериалы, демонстрирующие этапы ее исследования и реставрации.

За свою долгую историю шедевр реставрировался не раз. Так было и когда картина находилась в Анг­лии. Надпись на тыльной стороне холста свидетельствует о том, что в 1850 году, уже в Эрмитаже, она была переведена со старого обветшалого холста на новый Федором Табунцовым.

С годами на поверхности картины проступили изменившиеся в тоне старые ретуши, рельефный шов на месте соединения холстов и разнохарактерные жесткие трещины с приподнятыми краями, грозящими осыпанием. Сложнейшую реставрацию проводил художник-реставратор высшей категории, заведующий лабораторией научной реставрации станковой живописи Виктор Коробов: «Трудно было принять решение о реставрации из‑за сложной сохранности живописи. Картину до меня реставрировали трижды. Самым сложным было раскрыть памятник от напластований реставрационных слоев, которые впаялись в авторскую живопись и по своей структуре были крепче, чем она сама. Надо было подобрать методику и материалы».

Работа по раскрытию авторской живописи от толстого пожелтевшего лака и поздних записей, а также ее укрепление и консервация продолжались четыре года. Результаты реставрации превзошли ожидания. Картина обрела оригинальный авторский колорит, подчеркивающий феноменальную живописную технику Рембрандта, а прояснившиеся детали композиции — два пейзажа и натюрморт — позволяют глубже понять замысел этой работы.

После закрытия выставки «Жертвоприношение Авраама» вернется в постоянную экспозицию Зала Рембрандта в Новом Эрмитаже.

«Жертвоприношение Авраама» — не только великая картина великого художника, — отмечает Михаил Пиотровский. — Это великая история, лежащая в основе всей европейской цивилизации; библейский рассказ о Боге, не давшем Аврааму выполнить приказ о принесении в жертву своего сына, определивший стилистику европейской литературы. В Зале Рембрандта «Жертвоприношение Авраама» висит напротив «Возвращения блудного сына» (это уже евангельское обращение к истории об отце и сыне), дальше — «Снятие с крес­та» (Бог Отец и Бог Сын) и «Даная», сын которой убивает своего деда. Это и есть эрмитажный рассказ о Рембрандте — целая композиция самых разных смыслов.

Выставка (6+) открыта до 18 января.

Читайте также:

Эрмитаж представил публике масштабный проект «Искусство портрета. Личность и эпоха»

Шпалера «Аполлон и знаки зодиака» вернулась после реставрации в зал Рафаэля Эрмитажа


#Эрмитаж #выставка #культура

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 237 (8059) от 18.12.2025 под заголовком «Эрмитажный рассказ о Рембрандте».


Комментарии