В Александринском театре прошел фестиваль «Пятилетка»

На Новой сцене Александринского театра состоялся III фестиваль современного танца «Пятилетка».

В Александринском театре прошел фестиваль «Пятилетка» | ФОТО Анатолия БУДНИКА/предоставлено домом танца «Каннон данс»

ФОТО Анатолия БУДНИКА/предоставлено домом танца «Каннон данс»

Этот уникальный фестиваль проводится в Петербурге раз в пять лет. Его возникновение связано с деятельностью Саши Кукина – хореографа, основавшего первую в России профессиональную компанию современного танца. В этом году он празднует 70-летие, а его труппа недавно перешагнула 30-летний рубеж. «Создание Театра танца Саши Кукина и презентации первой программы ознаменовали отсчет новой истории современного танца в Петербурге. Важно, что на протяжении этих лет Саша оставался преданным своим идеалам, эстетике, своим танцорам, которым он очень много дал как педагог и хореограф», – говорит директор фестиваля и дома танца «Каннон данс» Вадим Каспаров. За эти годы Кукин выучил и отпустил в свободное движение сотни учеников, многие из которых впоследствии заявили о себе как самобытные хореографы и артисты (Михаил Иванов, Александр Челидзе, Константин Матулевский, Анна Климакова, Ксения Михеева, Елена Чурилова и другие).

В программе фестиваля оказались 16 спектаклей хореографов из Петербурга, Москвы, Краснодара, Екатеринбурга, премьера короткой версии фильма «Другая красота», посвященного Саше Кукину (режиссер Павел Скоробогатов), обсуждения истории и настоящего пластического эксперимента в России – и это всего за два дня!

Неизменно актуальным вопросом, почему я занимаюсь современным танцем и кому это нужно, задавались Юлия Блохина и Любовь Перова из краснодарской танцкомпании «Воздух». Спектакль «На старт! Внимание! Стоп» открывается воем сирен и всполохами света, как на танцполе. Его лучи выхватывают из темноты двух артисток, застывших в напряженной позе готового к старту бегуна. В танце их атлетичные тела, энергичные движения, сжатые кулаки излучают азарт спортивной битвы. Однако в дальнейшем бойцовский дух сменяется неуверенностью, а хореография вступает в любопытный диалог с видеорядом, где случайные прохожие комментируют отрывки из выступлений компании «Воздух». «Авангардно, современно», «Кому это надо? Ведите себя скромно!» – эти полярные мнения фиксируют не только градации личного восприятия, но и неоднозначное отношение к современному танцу как таковому. В финале в зал выносится микрофон, и танцовщицы предлагают зрителям рассказать, что их побуждает смотреть спектакли современного танца. Так работа превращается в акт открытой коммуникации, а публика становится полноценным соавтором.

В центре спектакля Blackout Анны Климаковой – проблема цифровизации современного сознания и общества. Механистичная, прерывистая пластика, костюмы с рисунками печатных плат (художник по костюмам Елена Соколова), исписанные двоичным кодом лица артистов – все это создавало выразительный образ человека, тотально погруженного в цифровую среду. Это впечатление усиливалось сценографией (сценограф Анна Климакова). Гигантская сеть из проводов символизировала Всемирную паутину, в которой запутались и от которой отчаянно пытались освободиться герои. В финале они избавлялись от своих костюмов, а их движения приобретали не характерные прежде естественность и чувственную экспрессию. И лишь один герой сохранял роботоподобность пластики и внешнего облика. «Blackout – это попытка показать нашу темноту. Мы не видим ничего за черными экранами телефонов, не слышим крики о помощи в наушниках... Я хочу попытаться вернуться к естеству, к настоящему», – говорит Анна Климакова о спектакле.

Поэтичностью и метафоричностью образно-постановочных приемов запомнился спектакль «Триптих. Автопортрет» Виктории Арчая. Художественный руководитель московской компании Libertatem и танцтруппы Воронежского камерного театра, профессиональный фотограф и живописец, Арчая привносит в свои работы опыт разных искусств. «Триптих» создан на пограничье танцевального и визуального театра. В нем наряду с танцем важны светотеневая драматургия, почерпнутые в изобразительном искусстве пространственно-композиционные решения, точно найденные предметы, дополняющие смысл танцевального действия. Попытка взглянуть на мир глазами творца (спектакль инспирирован творчеством Фриды Кало, Петра Чайковского и Хазрата Инайята Хана), поиск и принятие себя, преодоление несвободы тела и мышления – главные образные мотивы постановки.

Подарком ценителям современного танца стала ретроспектива творчества Саши Кукина – от возобновленных для нового состава труппы «Баха, опуса 1043», «Свободы», «Гравитации» до недавнего «Разговора с Мерсом» (на снимке — Полина Дубровкина в этом спектакле). Спектакли хореографа – это всегда мастерство работы с движением, его плотностью, интенсивностью, пространственной динамикой, это самодостаточность хореографического текста, не нуждающегося в помощи визуальных эффектов и театрально-драматических приемов. Наконец, это особый драматизм, возникающий из конфликта между абстрактной формой движения и страстной энергией тела. В потоке танцевальных фраз – ясных и алогичных, замедленных и стремительных – возникает образ другой красоты, отличной от академических канонов. Ее поиск и утверждение – суть и главная тема творчества Саши Кукина.

#танцы #фестиваль #театр

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 80 (6918) от 06.05.2021 под заголовком «Другая красота».


Комментарии