Ужасные приключения ученого джентльмена

Мюзикл «Джекилл и Хайд» Стива Кадена и Фрэнка Уайлдхорна по мотивам повести Р.-Л. Стивенсона стал второй премьерой сезона в Театре музыкальной комедии. Леденящая душу история о страшном эксперименте ученого над собой предстала в постановке хорошо знакомого петербуржцам венгерского режиссера Миклоша Габора Кереньи, или KERO.

Ужасные приключения ученого джентльмена | ФОТО предоставлено пресс-службой Театра музыкальной комедии<br>Этот мюзикл получился настоящим «ужастиком»...

ФОТО предоставлено пресс-службой Театра музыкальной комедии
Этот мюзикл получился настоящим «ужастиком»...

Первые спектакли нового мюзикла прошли при аншлагах, причем в залах превалирует молодежная аудитория. Так же как и успешнейший «Бал вампиров», мюзикл подхватил тему экспансивной нечистой силы, только и ждущей своего часа.

По сюжету, молодой (во всяком случае таков возраст актера Кирилла Гордеева, который играет главную роль в очередь с Иваном Ожогиным и Ростиславом Колпаковым) доктор Джекилл оказался близок к научному открытию. Он изобрел некое вещество, которое может помочь человечеству справляться с проявлениями агрессии, звериного начала в человеке. Попечительский совет лечебницы при одном воздержавшемся не одобрил предложение Джекилла испытать препарат на человеке. Тогда Джекилл решает попробовать его на себе. Так начинается мюзикл. Представители этого совета в лице колоритных Епископа (Сергей Брага), Генерала (Вячеслав Штыпс), леди Бэконсфилд (Манана Гогитидзе), а также другие ближе к концу погибают. Возникшее под влиянием препарата второе «я» Джекилла – негодяй Хайд зверски убивает их всех, за исключением лишь воздержавшегося при голосовании сэра Кэрью (Андрей Матвеев), отца невесты главного героя. Злое начало вышло у доктора из-под контроля, и в финале ему не оставалось ничего, как потребовать, чтобы друг застрелил его во избежание большей катастрофы.

Когда читаешь небольшую повесть Стивенсона, в глаза как будто и не бросается такое количество зверских убийств, они словно остаются за кадром. Но на то и мюзикл, чтобы раскрывать скобки и воздействовать на эмоции зрителя. Кажется, что с момента создания повесть эта ждала своего часа, чтобы из во многом схематичного и сбивчивого литературного послания обернуться мюзиклом и обрести громкую известность. Мировая премьера «Джекилла и Хайда», положенного на музыку Фрэнком Уайлдхорном на либретто Лесли Брикасса, состоялась в 1997 году на Бродвее.

Без Уайлдхорна не обошлась и нынешняя версия в Театре музыкальной комедии: именно он порекомендовал взять в качестве постановщика Миклоша Габора Кереньи (KERO), чья продукция в свое время восхитила американского композитора. Приехать на петербургскую премьеру Фрэнк не смог, но прислал видеообращение, в котором выражал всяческие восторги по поводу события. Кереньи знаком петербургскому зрителю по «Летучей мыши» Штрауса, в которой черты большого стиля сочетаются с чем-то очень локально-местечковым. Шутки там переперчены и пересолены.

В «Джекилле и Хайде» вся энергия режиссера ушла на работу с главным героем, поскольку ее исполнителю предстояло молниеносное перевоплощение из добропорядочного джентльмена в дикого зверя. Внешне постановщики почти ничего не изобретали, поэтому весь ужас трансформации героя после приема экспериментального эликсира актеру пришлось передать с помощью актерских средств. И Кириллу Гордееву это удалось, кажется, на триста процентов.

Музыку Уайлдхорна не только Гордеев, но и остальные артисты исполняли с громадной самоотдачей, благо она содержательна и эмоциональна. Мотив противоположностей, несопоставимых начал воплотили две девушки Джекилла – его невеста чистоплотная Эмма (в несколько прямолинейной интерпретации Веры Свешниковой) и рыжая певичка Люси (блистательная вокально-драматическая работа Натальи Диевской) из бордельного кабаре, где уже Хайд подпитывал свою идентичность оборотня-убийцы. Благодаря знакомству с Хайдом, который в минуты просветления вновь становился Джекиллом, Люси было встала на путь просветления, распрощавшись со злачным заведением, но грехи прошлого не дали ей вырваться – Хайд настиг девушку, прирезав в порыве животной страсти.

Обитателей дневного и ночного Лондона, персонажей лондонских трущоб колоритно воплотила танцующая массовка в эффектных нарядах (хореограф – Акош Тихани, художник по костюмам – Анни Фюзер). Видеоинсталляции видов Лондона дополняли фактурные декорации художника-постановщика Черса Кела. Сильнодействующим средством оказался и оркестр под управлением Алексея Нефедова, бросавший слушателя то в жар, то в холод, заставляя искать ответ на вопрос о природе Добра и Зла в человеке.

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 238 (5364) от 18.12.2014.

Комментарии

Самое читаемое

#
#
Михаил Пиотровский рассказал о «дороге жизни» для культуры
16 Мая 2018

Михаил Пиотровский рассказал о «дороге жизни» для культуры

Директор Эрмитажа - о выставке Ильи и Эмилии Кабаковых, текущих проектах музея и о преодолении мировых проблем с помощью культуры.

 Пространство держат музеи и церковь
02 Августа 2017

Пространство держат музеи и церковь

Один из лозунгов мирового музейного сообщества — сохранность и доступность наследия. Это касается всех. Памятники культуры должны быть доступны.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Искусство под дождем
30 Июня 2017

Искусство под дождем

Утеплиться, взять с собой зонтик, дождевик, плед, раскладной стульчик, что-нибудь согревающее в термосе. И вперед: туда, «где море огней».

Кармен-сюита
25 Апреля 2017

Кармен-сюита

Удивительное дело: ни в одной другой экранизации не было так очевидно, что эти двое совершенно не созданы друг для друга...

Уважение рождается в борьбе
09 Марта 2017

Уважение рождается в борьбе

Благодаря музею Исаакий стал гражданской святыней, обрел значение, которое выдвинуло его в первый ряд памятников Петербурга. Музеи всегда оказываются на передовой линии борьбы за цивилизацию. Они подч...

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит
02 Февраля 2017

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит

Я написал письмо Патриарху Кириллу. Пресс-секретарь Святейшего сообщил, что Патриарх готов встречаться и обсуждать эти вопросы.

  Есть вещи, над которыми не шутят
04 Февраля 2015

Есть вещи, над которыми не шутят

Главное наблюдение последних месяцев – общая девальвация. В частности, девальвация вкуса. Ее символ – фигура Гулливера на Большой Морской.