
Ужасно хороший человек
У Сергея Юрского вчера был день рождения. Ему исполнилось 80 лет. Поздравим себя с тем, что у всех у нас есть Юрский. И у каждого – свой.

ФОТО Сергея КАРПОВА/ТАСС
Юрский давно уже стал живой легендой русской сцены и театрального Петербурга в частности. Это значит, что сыгранные им роли остаются в памяти навсегда – вне зависимости от того, посчастливилось тебе их увидеть или нет, и известны они лишь по отрывкам записей спектаклей БДТ, фотографиям, описаниям. Необыкновенно энергичный старик – профессор Полежаев в «Беспокойной старости» (а было ему тогда едва за тридцать), необыкновенно свободный раб Эзоп в «Лисе и винограде», необыкновенно интеллигентный барон Тузенбах и просто необыкновенный Чацкий. Грузинский мальчик Илико и эксцентричный бандит Дживола, невыносимо обаятельный лейтенант Часовников и старый король Генрих.
То, как Чацкий Юрского выходил к зрителям – «Не образумлюсь, виноват...», как тянулся к нему партер БДТ, узнав «своего», и как тот падал в обморок, – абсолютно незабываемо. Даже если никогда этого и не видел. И совсем иного сорта трагические легенды о его «Мольере» и его «Фарятьеве».
Сколько зрительского счастья доставляют чудом сохраненные копии его телевизионных ролей. «А знаете ли вы, мистер Сидни Холл, что вы ужасно хороший человек?» – восклицала влюбленная барышня в «Большой кошачьей сказке». А великий сыщик Сидни Холл поправлял неизменно элегантное канотье, страшно смущался и одну за другой поедал гигантские груши, наслаждаясь каждой каплей сока. Воображаемые груши. Юрский, великий актер, всю жизнь отстаивавший наследие русской психологической школы (впрочем, предпочитающий Станиславскому – Михаила Чехова), всегда был и остается величайшим эксцентриком. Гротеск, по идее, не бывает нежным, лирическим, но Юрский делал его таким.
Талант Юрского не терпит посредственности на сцене: он может сыграть тихого пенсионера в антрепризном спектакле, маленькую роль Глова-отца в «Игроках» или невыносимого Фому Опискина – и что бы ни происходило на сцене до того и что бы ни случилось после, но, когда на сцену выходит Юрский, вот тогда и начинается театр. И все зрительское внимание – без остатка – принадлежит ему.
Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 045 (5418) от 17.03.2015.
Самое читаемое



Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?
Комментарии