Ужасно хороший человек

У Сергея Юрского вчера был день рождения. Ему исполнилось 80 лет. Поздравим себя с тем, что у всех у нас есть Юрский. И у каждого – свой.

Ужасно хороший человек | ФОТО Сергея КАРПОВА/ТАСС

ФОТО Сергея КАРПОВА/ТАСС

Юрский давно уже стал живой легендой русской сцены и театрального Петербурга в частности. Это значит, что сыгранные им роли остаются в памяти навсегда – вне зависимости от того, посчастливилось тебе их увидеть или нет, и известны они лишь по отрывкам записей спектаклей БДТ, фотографиям, описаниям. Необыкновенно энергичный старик – профессор Полежаев в «Беспокойной старости» (а было ему тогда едва за тридцать), необыкновенно свободный раб Эзоп в «Лисе и винограде», необыкновенно интеллигентный барон Тузенбах и просто необыкновенный Чацкий. Грузинский мальчик Илико и эксцентричный бандит Дживола, невыносимо обаятельный лейтенант Часовников и старый король Генрих.

То, как Чацкий Юрского выходил к зрителям – «Не образумлюсь, виноват...», как тянулся к нему партер БДТ, узнав «своего», и как тот падал в обморок, – абсолютно незабываемо. Даже если никогда этого и не видел. И совсем иного сорта трагические легенды о его «Мольере» и его «Фарятьеве».

Сколько зрительского счастья доставляют чудом сохраненные копии его телевизионных ролей. «А знаете ли вы, мистер Сидни Холл, что вы ужасно хороший человек?» – восклицала влюбленная барышня в «Большой кошачьей сказке». А великий сыщик Сидни Холл поправлял неизменно элегантное канотье, страшно смущался и одну за другой поедал гигантские груши, наслаждаясь каждой каплей сока. Воображаемые груши. Юрский, великий актер, всю жизнь отстаивавший наследие русской психологической школы (впрочем, предпочитающий Станиславскому – Михаила Чехова), всегда был и остается величайшим эксцентриком. Гротеск, по идее, не бывает нежным, лирическим, но Юрский делал его таким.

Талант Юрского не терпит посредственности на сцене: он может сыграть тихого пенсионера в антрепризном спектакле, маленькую роль Глова-отца в «Игроках» или невыносимого Фому Опискина – и что бы ни происходило на сцене до того и что бы ни случилось после, но, когда на сцену выходит Юрский, вот тогда и начинается театр. И все зрительское внимание – без остатка – принадлежит ему.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 045 (5418) от 17.03.2015.


Комментарии