Главная городская газета

Увидеть павлина и умереть

Каждый день
свежий pdf-номер газеты
в Вашей почте

Бесплатно
Свежие материалы Культура

Дары географов: внутри коллекции РГО в Петербурге

Древние рукописи и русский лубок, одна из первых карт Петербурга, монгольские скульптуры и японские дагерротипы - все это можно увидеть в музее петербургского отделения Русского географического общества. Читать полностью

Застывший образ танца «обыкновенной богини» Улановой

В Петербурге открылась выставка, посвященная памяти Галины Улановой. На вернисаже представлены портреты не только выдающейся примы русского балета, но и других прославленных балерин. Читать полностью

Памяти Дмитрия Хворостовского посвящается

Петербург отдаст дань уважения таланту знаменитого российского баритона. Читать полностью

В Президентской библиотеке прозвучит нежная музыка сильного императора

В Колонном зале библиотеки 27 июня петербуржцы  познакомятся с культурной стороной эпохи российского императора Николая I. Читать полностью

Босиком по льду: «Ромео и Джульетта» - в Петербурге

Драматический спектакль Ильи Авербуха до конца июня приехал в Северную столицу. Детали масштабного ледового шоу - в нашем материале. Читать полностью

Театр одного актера на Летних чтениях

В течение трех дней, с 19 по 21 июня, в Петербурге пройдет фестиваль «Летние чтения». В этот раз программа приятно удивит гостей проекта. Читать полностью
Увидеть павлина и умереть | Иллюстрация alexwhite/shutterstock.com

Иллюстрация alexwhite/shutterstock.com

Вопрос востребованности посетителями иных музеев и объектов культуры, кроме входящих в число безусловных лидеров, минувшим летом оказался одним из наиболее обсуждаемых в городе.

По статистике комитета по культуре, в Петербурге насчитывается 205 музеев, включая музеи-заповедники. Причем имеются и такие уникальные, как музеи хлеба, звука, кошки, военного костюма, СССР... Знают ли о них приезжающие в город на Неве туристы? Вряд ли. «Да и не очень хотят знать: в первую очередь их интересуют «записные» музейные достопримечательности, которые у всех на слуху», - уверены представители сферы туризма.

К примеру, генеральный директор компании «Луна» Константин Яхонтов полагает, что «тот набор великолепных достопримечательностей, которыми располагает Петербург, можно продавать «вечно». «Мы не раз специально интересовались у наших зарубежных партнеров, стоит ли включать в программу приема иностранцев что-то свежее, необычное, - говорит он. - Ответ, как правило, отрицательный: в первую очередь туристов интересует наша классика». Примерно так же считает и эксперт сферы турбизнеса Никита Савояров. «Как-то мы проводили опрос среди наших немецких партнеров, стараясь выяснить предпочтения отправляемых в Россию туристов, - рассказывает он. - И поняли, что, кроме Петербурга с его знаковыми достопримечательностями, Золотого кольца и Транссиба, их мало что интересует».

В том же ключе рассуждают и представители компаний, ориентированных на обслуживание доминирующих сейчас в северной столице туристов из Азии. В частности - из Китая. «Да, в число обязательно посещаемых ими мест входят Эрмитаж и Царское Село, - отмечают специалисты. - Но, думаете, их сильно интересует живопись Рембрандта? Для большинства основная цель - зафиксировать присутствие во всемирно известных музеях. Отчасти поэтому стандартная экскурсия по огромным музейным комплексам, в которых истинные ценители могут проводить дни, нередко напоминает утреннюю пробежку». Главное - в Эрмитаже увидеть золотого павлина. В Царском Селе - Янтарную комнату. А в Петродворце - Самсона, раздирающего пасть льву.

Впрочем, на этот счет есть и другие мнения. «Значительная часть молодых туристов интересуются небанальными экскурсиями и возможностями посещения креативных пространств, - говорит заместитель руководителя магистерской программы Высшей школы экономики Ксения Кузьмина. - Люди хотят уйти от привычных туристических маршрутов и увидеть что-то, не входящее в топ-10». По ее мнению, современный молодой турист значительно отличается от приезжавшего в Петербург ранее: он больше ориентирован не на «экскурсионные» знания, а на личные впечатления. «Причем это касается как россиян, так и иностранцев», - считает Кузьмина.

Не случайно в городе на Неве большой популярностью у молодых пользуются оригинальные квесты или неформатные экскурсии. В связи с чем одна из социальных сетей поддержала выпуск «субъективного» печатного путеводителя «Сусанин», в который вошли интересные для части туристов места Петербурга. В этом путеводителе нет традиционных достопримечательностей, но зато есть информация о новых кафе, парках, галереях и творческих кластерах. Включая сведения в таких разделах, как «Корни» (места с истинно петербургским духом) или «Спиртуозы» (истинно питерские бары).

Тем не менее пока общая ситуация прежняя: наиболее популярные музейные учреждения северной столицы в прямом смысле трещат по швам. Заместитель директора Северо-Западного отделения Российского союза туриндустрии Павел Румянцев отмечает: загруженность ведущих музеев города критическая. «Они стараются перераспределять потоки, но основная масса туристов все равно хотят видеть лишь раскрученные достопримечательности», - отмечает он.

При этом один из наиболее распространенных среди туристов вопросов о флаге на «Авроре» (на самом деле это гюйс российского ВМФ, никакого отношения к британскому флагу не имеющий и не очень на него и похожий) характеризует не только уровень знаний приезжающих к нам россиян. «Меня больше беспокоит то, что порой рассказывают экскурсоводы, которые сопровождают, к примеру, группы китайцев. Иногда от услышанного волосы встают дыбом, - делится руководитель музея-памятника «Исаакиевский собор» Николай Буров. - Вроде историй о том, что Ленин выстрелил в Петра I или что русские собираются в церквях, чтобы молиться о приходе «порядка» с Востока на Запад...

Что же касается вопроса «проходимости» популярных среди туристов музеев города, то Буров уверен: надо сделать все, чтобы гости часами не стояли в очередях. «Да, пока ситуация складывается так, что пик посещений приходится на довольно небольшой период высокого сезона. Значит, в это время нужно максимально расширить время работы музея, - считает он.

Вместе с тем и Николай Буров, и другие эксперты уверены: у питерских музейных достопримечательностей есть пределы возможностей, которые переступать нельзя. В основном комплексе Эрмитажа на Дворцовой набережной, например, одновременно не должны находиться больше 7 тыс. человек, а Екатерининский дворец Пушкина технически не может принять больше тысячи посетителей в час. Руководитель Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский считает, что для всего комплекса (включая залы Главного штаба и возможность посещения фондохранилища в Старой Деревне) пропускной максимум - 5 - 6 млн человек в год.

В этой связи специалисты уверены, что надо одновременно «расшивать» сезон, переориентируя туристов на низкий, и продвигать на рынок иные музеи, которые тоже могут быть интересны гостям. В противном случае уже в следующем году при сохранении темпа роста потока туристов ситуация может выйти из-под контроля.



Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook