Увидеть нереальное

Петербургской режиссер Ирина ЕВТЕЕВА снимает свои картины в сложном жанре игровой анимации, когда на 30-минутную ленту уходит не менее года работы. Признанный мастер, в полном смысле слова собственноручно создавший новую анимационную технологию, уже подарила миру более десятка уникальных кинолент. Первой была картина «Крысолов» (1984), которая сразу привлекла к молодому художнику внимание маститых Алексея Германа и Александра Сокурова.

«Клоун» (2002) был отмечен «Серебряным львом святого Марка» Венецианского кинофестиваля как лучший короткометражный фильм... Впрочем, всех наград Евтеевой не перечислить.

И вот совсем скоро – кинофестиваль в столице откроется 19 июня – выйдет к зрителю полнометражный «Арвентур», фильм-дилогия.

По словам Ирины Евтеевой, эта картина – «о стране, сочиненной Александром Грином. Одна история – «Тайна морского пейзажа» – взята из даосской притчи, где мир художника противопоставлен миру императора. Император, воспитанный на прекрасных картинах художника, приказывает его убить, ослепив и отрубив ему руки. Другая часть – «Фанданго» – драматическая история человека, видящего в реальности холодного мира Петербурга 1921 года истинные ценности».

Увидеть нереальное | ФОТО предоставлено прессс-службой prolinefilm

ФОТО предоставлено прессс-службой prolinefilm

– Ирина, почему вы обратились именно к прозе Александра Грина? Смею предположить, что вас – уже не как читателя, а как художника – привлекает удивительная живописность его языка, где каждое слово – как мазок с ваших «оживших картин»...

– Грина я читала всегда и продолжаю читать. Более того, у меня и сегодня слезы льются на тех же строчках, что и в юности. Например, рассказ «Арвентур» начинается со строк: «Когда отцветает сердце...». Я ведь к Грину не первый раз обращаюсь: мой первый фильм «Крысолов» – оттуда же родом.


– Думаю, его многие и сейчас были бы рады посмотреть. Эта картина жива?

– Она существует, хотя и порвана немного. Мы не очень удачно перевели ее на кассету, и потому я не горю желанием ее кому-то показывать. Но она сделала свое дело, была для меня в жизни очень важной вехой. И вообще в тот период случилось много чего мистического, связанного с крысами. А уже после «Эликсира» я решила, что темные силы больше трогать не буду – они материализуются...


– Но все же фильм этот открыл новый этап вашей жизни.

– Да, вскоре на любительской студии ЛОМО, где я снимала картину, ее посмотрел Олег Ковалов (петербургский киновед и режиссер. – Прим. ред.), и она ему очень понравилась. Тогда искали авторов для Мастерской первого фильма. Благодаря Олегу и произошло знакомство с Сокуровым и Германом...


– ...которые вас и благословили?

– Ну сначала мой фильм Сокурову больше понравился, а уж потом и Герман пригляделся и сказал: «Не трогайте девочку, пусть делает, что хочет...».


– И вот спустя много лет она захотела снять «Фанданго». Почему именно этот гриновский рассказ?

– Я всегда готова была его снимать. Наряду с «Крысоловом» и «Блистающим миром» рассказ «Фанданго» был самым любимым. Он не совсем совпадает по времени с обожаемым мною Серебряным веком, но совпадает – по настроению. Эти нереальные истории, которые всегда происходят в книгах Грина, они ведь на самом деле где-то рядом, просто надо уметь их увидеть.


– А откуда взялась идея дилогии?

– Меня заинтересовала восточная притча, я давно хотела «поработать» с Китаем, и потом две эти истории во многом похожи: и тут, и там герои входят в картину... Я еще когда над «Маленькими трагедиями» работала, вдруг подумала, что из Сергея Дрейдена, тонкого блистательного художника (в той картине он снялся в трех ролях: Скупого рыцаря, Сальери и Командора), получился бы хороший китаец.


– А как обычно вырастает образ новой картины?

– Тут нет никакой логики – всегда по-разному... Как по-разному люди приходят в профессию. Например, я и не думала, что стану заниматься анимацией. На кафедре кино-фотоискусства, где я училась, снимали в основном игровые и документальные короткометражки. Словно что-то берегло меня вплоть до того момента, пока мне не дали постановку на «Ленфильме» в Мастерской первого фильма у Германа...

Как ни странно, в режиссерской работе мне очень помогает то обстоятельство, что я уже 34 года преподаю. Поначалу, будучи ассистентом Фрижетты Гургеновны Гукасян, я надеялась просто тихо отсидеться. Но по необходимости пришлось ее подменять, а позже привыкла держать аудиторию. И этот опыт работы с аудиторией помог потом на площадке, где надо руководить процессом.


– Вы ведете сейчас в Санкт-Петербургском институте кино и телевидения курс кинодраматургии и, я уверена, там тоже идете своим непроторенным путем. Чему вы в первую очередь учите своих студентов?

– На первом курсе, как и везде, мы изучаем элементарные понятия: что такое сюжет, фабула, композиция, сценарий. Но при этом обязательно смотрим фильмы и их анализируем. Я хочу, чтобы студенты не только писали, но и понимали, как построено кино – не только с вербальной, но и с визуальной точки зрения. На втором курсе изучаем драматургию неигрового фильма и анимации, а с третьего курса (и это уже не как у всех) занимаемся структурным анализом картины.


– А на каком материале?

– Сначала они читают «Гамлета» и делают структурный анализ пьесы. Потом изучают дневники и статьи Козинцева, а потом уже смотрят сам фильм, делая структурный анализ – но через пластику. Дальше говорим о влиянии костюмов и декораций на сюжет фильма, разбираем, какая тема главная, а какая неглавная. Потом смотрим фильмы – от «Расемона» до картины Жана Кокто «Орфей» с его эллипсовидной композицией, в обязательном списке – вариативно интересный «Пес-призрак. Путь самурая» и «Беги, Лола, беги». Классику к этому времени мы уже посмотрели на первом курсе: в том числе любимого Феллини и Куросаву.

...Создатель сочных живописных кинополотен, Ирина Евтеева и живет со вкусом. Увлеченно говорит о своей профессии и заразительно хохочет, вспоминая студенческие проделки. Экзотика и поэтизированная обыденность словно перетекают из стен ее мастерской прямо на экран, где оживают смирно висящие на стене марионетки и волшебно горит самоцветами драгоценная корона, на самом деле усыпанная дешевыми стекляшками. Преображение – ключевое слово для этого дарования.

У Ирины Евтеевой хрестоматийно-правильный русский тип внешности, и я удивилась, когда узнала, что ее петербургская родословная ведет начало от немцев, приглашенных Петром делать мозаики. Это обстоятельство как-то накрепко соединило ее в моем сознании с Алисой Фрейндлих, у которой предки были немцами-стеклодувами, также приглашенными Петром продвигать в России это ремесло. Алиса Бруновна мне даже показывала как-то стеклянный шар с фамильным вензелем, который выдул ее дальний предок. В семье Ирины Евтеевой не осталось никаких материальных свидетельств фамильного производства. Кроме одного: изобретенная ею техника в чем-то сродни мозаичному искусству: буйство красок и торжество соединения несоединимого, когда из ничего – осколков, обрывков старых фильмов, мерцающих цветовых пятен – возникает вдруг художественное полотно... Эти фильмы, вероятно, следует хранить в музее как национальное достояние. Но не просто русской, а в большей степени именно петербургской культуры.



Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 108 (5481) от 18.06.2015.

Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...

Гений места движет фестиваль
25 Мая 2017

Гений места движет фестиваль

XXV, международный фестиваль «Дворцы Санкт-Петербурга» откроется 31 мая в Эрмитажном театре концертным исполнением оперы «Сельская честь» Масканьи.

Великая Победа глазами потомков
19 Мая 2017

Великая Победа глазами потомков

В нарядном недавно отреставрированном Доме журналиста на Невском вчера было непривычно, по-школьному, шумно...

Вся ночь впереди
19 Мая 2017

Вся ночь впереди

Завтра в 10-й раз в Петербург придет «Ночь музеев» - одно из главных культурных событий года.

Гранатовый браслет из Гатчины
02 Мая 2017

Гранатовый браслет из Гатчины

В Гатчине подвели итоги XXIII кинофестиваля «Литература и кино».

Кармен-сюита
25 Апреля 2017

Кармен-сюита

Удивительное дело: ни в одной другой экранизации не было так очевидно, что эти двое совершенно не созданы друг для друга...

Уважение рождается в борьбе
09 Марта 2017

Уважение рождается в борьбе

Благодаря музею Исаакий стал гражданской святыней, обрел значение, которое выдвинуло его в первый ряд памятников Петербурга. Музеи всегда оказываются на передовой линии борьбы за цивилизацию. Они подч...

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит
02 Февраля 2017

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит

Я написал письмо Патриарху Кириллу. Пресс-секретарь Святейшего сообщил, что Патриарх готов встречаться и обсуждать эти вопросы.

Как сэкономить на культуре
15 Декабря 2015

Как сэкономить на культуре

Посещение музеев, особенно всей семьей, обычно влетает в копеечку и для многих становится роскошью. Сегодня мы расскажем о том, как можно сэкономить, напомним о бесплатных днях и льготах.