В Петербурге «просканировали» «Медного змия» и Анну Иоанновну

В Мраморном дворце Русского музея прошла международная конференция «Исследование произведений искусства и объектов культурно-исторического наследия. Новые технологии и их применение».

В Петербурге «просканировали» «Медного змия» и Анну Иоанновну | ФОТО Татьяны ГОРД

ФОТО Татьяны ГОРД

Специалисты разных стран обсуждали достижения науки в области сохранения культурного наследия, методы борьбы с подделками произведений искусства, вопросы законодательства и информационной политики.

Журналисты же получили возможность увидеть современное музейное оборудование в процессе работы. Мастер-класс проходил в выходной день Русского музея в залах Михайловского дворца.

Первоначально предполагалось исследовать «Последний день Помпеи» Брюллова или «Девятый вал» Айвазовского. Но все же выбор пал на «Медного змия» Федора Бруни. Скорее всего, из-за размеров полотна для наглядности. Площадь картины 48 квадратных метров, вес холста около 70 кг. Она считается самой большой по размеру в жанре исторической живописи в собрании ГРМ.

В исследовании были задействованы три небольших по размеру прибора. Один из них способен выявить подготовительный рисунок, сделанный художником, определить состояние сохранности полотна и заметить удаленные надписи. Второй без взятия проб определяет химический состав пигментов. Третий исследует связующие компоненты живописи и дает дополнительную информацию о красках.

Кадр на мониторе фиксирует хвост змеи, которого не видно на полотне. Художник писал «Медного змия» много лет, в процессе работы менял композицию.

- Картину такого размера трудно переместить в лабораторию для исследований, - говорит заведующий отделом технологических исследований Русского музея Сергей Сирро. - Современная портативная аппаратура позволяет увидеть то, что находится под слоем живописи, определить, какие пигменты и связующие использовал художник, снять полотно в ультрафиолетовых и ультракрасных лучах. Словом, сделать массу исследований, которые могут быть полезны как специалистам-искусствоведам, так и реставраторам.

С «Медным змием» все в порядке. Последняя реставрация была в начале 2000-х годов. Картину дублировали на новый холст, расчистили старый лак. Ее состояние тревоги не вызывает.

Вслед за знаменитым произведением Бруни специалисты отдела технологических исследований «просканировали» и статую Анны Иоанновны Бартоломео Растрелли. Анализ показал, что императрица относительно «здорова». Обнаружена небольшая коррозия, но это не смертельно.

Никто не сомневается, что современная аппаратура эффективна и удобна в использовании. У нее есть один недостаток - она по карману только самым крупным отечественным музеям. А за их стенами есть немало памятников, нуждающихся в обследовании и уходе.

Как говорит Сергей Сирро, год назад на коллегии Министерства культуры было принято решение о создании первой мобильной лаборатории в стране на базе Русского музея. Речь идет о своего рода скорой помощи для провинциальных музеев, обследовании памятников архитектуры, фиксации их состояния... Проект пока не осуществлен. 

Материал был опубликован в газете под № 136 (6245) от 30.07.2018 под заголовком «Увидеть хвост «Медного змия».

#Русский музей #технологии

Комментарии