В Петербурге «просканировали» «Медного змия» и Анну Иоанновну

В Мраморном дворце Русского музея прошла международная конференция «Исследование произведений искусства и объектов культурно-исторического наследия. Новые технологии и их применение».

В Петербурге «просканировали» «Медного змия» и Анну Иоанновну | ФОТО Татьяны ГОРД

ФОТО Татьяны ГОРД

Специалисты разных стран обсуждали достижения науки в области сохранения культурного наследия, методы борьбы с подделками произведений искусства, вопросы законодательства и информационной политики.

Журналисты же получили возможность увидеть современное музейное оборудование в процессе работы. Мастер-класс проходил в выходной день Русского музея в залах Михайловского дворца.

Первоначально предполагалось исследовать «Последний день Помпеи» Брюллова или «Девятый вал» Айвазовского. Но все же выбор пал на «Медного змия» Федора Бруни. Скорее всего, из-за размеров полотна для наглядности. Площадь картины 48 квадратных метров, вес холста около 70 кг. Она считается самой большой по размеру в жанре исторической живописи в собрании ГРМ.

В исследовании были задействованы три небольших по размеру прибора. Один из них способен выявить подготовительный рисунок, сделанный художником, определить состояние сохранности полотна и заметить удаленные надписи. Второй без взятия проб определяет химический состав пигментов. Третий исследует связующие компоненты живописи и дает дополнительную информацию о красках.

Кадр на мониторе фиксирует хвост змеи, которого не видно на полотне. Художник писал «Медного змия» много лет, в процессе работы менял композицию.

- Картину такого размера трудно переместить в лабораторию для исследований, - говорит заведующий отделом технологических исследований Русского музея Сергей Сирро. - Современная портативная аппаратура позволяет увидеть то, что находится под слоем живописи, определить, какие пигменты и связующие использовал художник, снять полотно в ультрафиолетовых и ультракрасных лучах. Словом, сделать массу исследований, которые могут быть полезны как специалистам-искусствоведам, так и реставраторам.

С «Медным змием» все в порядке. Последняя реставрация была в начале 2000-х годов. Картину дублировали на новый холст, расчистили старый лак. Ее состояние тревоги не вызывает.

Вслед за знаменитым произведением Бруни специалисты отдела технологических исследований «просканировали» и статую Анны Иоанновны Бартоломео Растрелли. Анализ показал, что императрица относительно «здорова». Обнаружена небольшая коррозия, но это не смертельно.

Никто не сомневается, что современная аппаратура эффективна и удобна в использовании. У нее есть один недостаток - она по карману только самым крупным отечественным музеям. А за их стенами есть немало памятников, нуждающихся в обследовании и уходе.

Как говорит Сергей Сирро, год назад на коллегии Министерства культуры было принято решение о создании первой мобильной лаборатории в стране на базе Русского музея. Речь идет о своего рода скорой помощи для провинциальных музеев, обследовании памятников архитектуры, фиксации их состояния... Проект пока не осуществлен. 

Материал был опубликован в газете под № 136 (6245) от 30.07.2018 под заголовком «Увидеть хвост «Медного змия».

#Русский музей #технологии

Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 Августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 Августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 Августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 Июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 Июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 Июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 Июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 Июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 Июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 Июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 Июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?