В Петербурге «просканировали» «Медного змия» и Анну Иоанновну

В Мраморном дворце Русского музея прошла международная конференция «Исследование произведений искусства и объектов культурно-исторического наследия. Новые технологии и их применение».

В Петербурге «просканировали» «Медного змия» и Анну Иоанновну | ФОТО Татьяны ГОРД

ФОТО Татьяны ГОРД

Специалисты разных стран обсуждали достижения науки в области сохранения культурного наследия, методы борьбы с подделками произведений искусства, вопросы законодательства и информационной политики.

Журналисты же получили возможность увидеть современное музейное оборудование в процессе работы. Мастер-класс проходил в выходной день Русского музея в залах Михайловского дворца.

Первоначально предполагалось исследовать «Последний день Помпеи» Брюллова или «Девятый вал» Айвазовского. Но все же выбор пал на «Медного змия» Федора Бруни. Скорее всего, из-за размеров полотна для наглядности. Площадь картины 48 квадратных метров, вес холста около 70 кг. Она считается самой большой по размеру в жанре исторической живописи в собрании ГРМ.

В исследовании были задействованы три небольших по размеру прибора. Один из них способен выявить подготовительный рисунок, сделанный художником, определить состояние сохранности полотна и заметить удаленные надписи. Второй без взятия проб определяет химический состав пигментов. Третий исследует связующие компоненты живописи и дает дополнительную информацию о красках.

Кадр на мониторе фиксирует хвост змеи, которого не видно на полотне. Художник писал «Медного змия» много лет, в процессе работы менял композицию.

- Картину такого размера трудно переместить в лабораторию для исследований, - говорит заведующий отделом технологических исследований Русского музея Сергей Сирро. - Современная портативная аппаратура позволяет увидеть то, что находится под слоем живописи, определить, какие пигменты и связующие использовал художник, снять полотно в ультрафиолетовых и ультракрасных лучах. Словом, сделать массу исследований, которые могут быть полезны как специалистам-искусствоведам, так и реставраторам.

С «Медным змием» все в порядке. Последняя реставрация была в начале 2000-х годов. Картину дублировали на новый холст, расчистили старый лак. Ее состояние тревоги не вызывает.

Вслед за знаменитым произведением Бруни специалисты отдела технологических исследований «просканировали» и статую Анны Иоанновны Бартоломео Растрелли. Анализ показал, что императрица относительно «здорова». Обнаружена небольшая коррозия, но это не смертельно.

Никто не сомневается, что современная аппаратура эффективна и удобна в использовании. У нее есть один недостаток - она по карману только самым крупным отечественным музеям. А за их стенами есть немало памятников, нуждающихся в обследовании и уходе.

Как говорит Сергей Сирро, год назад на коллегии Министерства культуры было принято решение о создании первой мобильной лаборатории в стране на базе Русского музея. Речь идет о своего рода скорой помощи для провинциальных музеев, обследовании памятников архитектуры, фиксации их состояния... Проект пока не осуществлен. 

Материал был опубликован в газете под № 136 (6245) от 30.07.2018 под заголовком «Увидеть хвост «Медного змия».

#Русский музей #технологии

Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Александр Петров, родившийся заново
01 Февраля 2018

Александр Петров, родившийся заново

Саша Петров поставил исповедальное поэтически-музыкальное шоу «#Зановородиться» по собственным стихам и издал книгу, которая вышла в январе.

Топ-100 от РОСФОТО
17 Июля 2017

Топ-100 от РОСФОТО

Свое 15-летие музейно-выставочный центр РОСФОТО отмечает выставкой ста лучших фотографий из собственной коллекции.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Юность покоряет олимп в Петербурге
20 Июня 2017

Юность покоряет олимп в Петербурге

На XXII международном фестивале «Музыкальный олимп» выступили лауреаты самых престижных конкурсов последних лет из семнадцати стран, среди которых значились не только США и Германия, но также Египет, ...

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...

Гений места движет фестиваль
25 Мая 2017

Гений места движет фестиваль

XXV, международный фестиваль «Дворцы Санкт-Петербурга» откроется 31 мая в Эрмитажном театре концертным исполнением оперы «Сельская честь» Масканьи.

Павка Корчагин – святой или фанатик?
22 Мая 2017

Павка Корчагин – святой или фанатик?

В театре-фестивале «Балтийский дом» - премьера: Анатолий Праудин поставил спектакль «Как закалялась сталь» по роману Николая Островского.

Великая Победа глазами потомков
19 Мая 2017

Великая Победа глазами потомков

В нарядном недавно отреставрированном Доме журналиста на Невском вчера было непривычно, по-школьному, шумно...

Вся ночь впереди
19 Мая 2017

Вся ночь впереди

Завтра в 10-й раз в Петербург придет «Ночь музеев» - одно из главных культурных событий года.

Квест на Парадной лестнице
11 Мая 2017

Квест на Парадной лестнице

Эрмитаж продолжает масштабный проект «Штурм Зимнего», приуроченный к 100-летию Октябрьской революции. Это точечные выставки-квесты, которые в течение года открываются в разных частях музея.