Увидеть бал в штабе

Со вчерашнего дня в нашем городе гостит одна из главных картин Огюста Ренуара «Бал в Мулен де ла Галетт». Она принадлежит к национальным сокровищам Франции и чрезвычайно редко покидает музей Орсэ в Париже.

Увидеть бал в штабе | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Полотно Ренуара представлено в Главном штабе в рамках цикла «Шедевры музеев мира в Эрмитаже». В Петербург оно прибыло по обмену. В Орсэ на выставку Пьера Боннара отправится эрмитажный триптих «У Средиземного моря».

«Бал в Мулен де ла Галетт» Ренуар написал в 1876 году, годом позже показал на Третьей выставке импрессионистов. Публика не обратила на картину внимание, как, впрочем, и на работы других авторов, ни одна не была продана. Полотно Ренуара вскоре купил художник Гюстав Кайботт, и до конца столетия оно было забыто. Свою коллекцию Кайботт завещал государству, так картина Ренуара появилась в экспозиции Люксембургского музея, затем в Лувре и, наконец, в музее Орсэ. Спустя двадцать лет после создания она вызвала настоящий интерес публики и художников. «Бал» вдохновил Тулуз-Лотрека и Пабло Пикассо на собственные вариации.

У шедевра Ренуара есть копия в полтора раза меньших размеров. В 1990 году на аукционе «Сотби» за баснословную сумму ее купил японский промышленник.

«Бал в Мулен де ла Галетт» – крупная и самая многофигурная композиция Ренуара. Он писал ее целое лето, захваченный атмосферой танцевального зала на вершине Монмартрского холма, который был центром воскресного досуга местной молодежи. Как вспоминал младший брат Ренуара Эдмон, художник поселился там на полгода, вжился в атмосферу популярного кабачка, изобразил царящую там бесшабашную суматоху. Картина полностью написана на пленэре.

Танцевальный зал Мулен де ла Галетт привлекал не только местную молодежь, но и художников. Ренуар общался с группой молодых живописцев – завсегдатаев кафе «Новые Афины». Они с удовольствием соглашались позировать художнику для его картины, помогали вербовать натурщиков, ухаживали за местными девушками. Говоря современным языком, для них это был своего рода хэппенинг.

Когда картина впервые предстала перед зрителями, никто не знал имен моделей. Неизвестны они были и четверть века спустя, когда полотно заняло свое место в Люксембургском музее. Некоторых участников сцены «Бала» назвал биограф художника Жорж Ривьер. От него стали известны имена двух сестер: Эстель сидит, а Жанна стоит и держит руку на ее плече. Пара в центре картины – натурщица для многих работ Ренуара Маргерит Легран и кубинский живописец испанского происхождения Дон Педро Видаль де Соларес-и-Карденас.

В картине Ренуара завораживает непрекращающееся действие: разговаривают, двигаются, танцуют люди. Танцует и свет, который так важен был для художника.



Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 046 (5419) от 18.03.2015.


Комментарии