Уверенной поступью

На сцене Александринского театра состоялись гастроли балетной труппы Екатеринбургского театра оперы и балета в рамках фестиваля «Золотая маска».

Уверенной поступью | Сцена из спектакля «Осторожной поступью».<br>ФОТО Elena Lekhova предоставлено пресс-службой театра

Сцена из спектакля «Осторожной поступью».
ФОТО Elena Lekhova предоставлено пресс-службой театра

Возглавляет труппу Вячеслав Самодуров, для которого Петербург навсегда останется альма-матер: выпускник Академии русского балета им. А. Я. Вагановой, ученик прославленного педагога Геннадия Селюцкого, он стал одним из ведущих солистов Мариинского театра, исполнив десятки ролей в классическом репертуаре. В 2000 году началась его зарубежная «одиссея»: несколько лет он был ведущим танцовщиком Нидерландского театра танца, затем – Королевского балета Великобритании. Накопленный опыт позволил Самодурову стать не только замечательным танцовщиком, но и интересным, самобытным хореографом.

Балетную труппу Екатеринбурга Самодуров возглавил в 2011 году, представив труппе свою четкую и продуманную творческую программу. За короткое время он поставил добрый десяток одноактных балетов, некоторые из них были удостоены премии «Золотая маска». Труппа стала мобильной, по-своему универсальной, способной не только исполнять привычный классический репертуар, но и осваивать и воплощать хореографические тексты разных стилей и направлений.

В Петербург труппа привезла три одноактных балета. Вечер открыл ранний опус художественных руководителей Нидерландского театра танца Соль Леон и Пола Лайтфута «Осторожной поступью». Нидерландских хореографов связывает с Самодуровым давняя дружба: в этом коллективе он проработал три года, восхищаясь смелым пластическим почерком этой супружеской пары. Музыкальной основой балета стали болгарские народные хоры с их внутренней силой и чистотой. Фрагменты партитуры различны по мелодике – от горестного женского плача до жизнерадостного плясового напева. Художник спектакля Йок Виссер создал безрадостный фон – голые деревья с острыми торчащими ветвями, тускло мерцающая луна. Из кулис, свернувшись в калачики, медленно, словно перекати-поле, двигаются тела танцовщиков, сольная вариация героини (Анастасия Багаева) исполнена печали. Но меняется мелодия и ее ритмы, и вспыхивает энергия танца, оживают, наливаясь силой, тела, в хороводе кружатся юноши и девушки. Хореограф тактично вводит фольклорные, бытовые движения в контекст классического танца, умело создавая ансамблевые сцены, в которых исчезает мрачность и «осторожная поступь» зачина, согбенность тел, придавленность к земле сменяются порывом вверх, раскрепощенной динамикой вращений и воздушных прыжков.

Балет Вячеслава Самодурова «Цветоделика» поставлен на музыку Франсиса Пуленка, петербургские зрители увидели лишь часть этого масштабного триптиха. У каждой эпохи свой цвет, у каждой царственной особы – свои цветовые пристрастия. Художник по костюмам Ирэна Белоусова и художник по свету Евгений Виноградов придали спектаклю ощущение имперской парадности и торжественности. Хореограф создал атмосферу придворного театра времен барокко, где дамы изящны и капризны, а кавалеры – галантны и мужественны. Самодуров любит ясный и открытый хореографический рисунок – диагонали, разомкнутые круги, он выстраивает танцовщиков в вереницы, чередует ансамблевые фрагменты с вариациями солистов. Умение хореографа воплотить в танце эмоциональный отклик на музыку – вот что в первую очередь отличает искусство Самодурова. От этого рождается ощущение импровизационности его творчества, непринужденности, легкости, естественности.

Придворный этикет диктует свои строгие правила, но ведь можно порой укрыться от всевидящего ока светских сплетниц и предаться любовным излияниям, что и доказывают великолепные танцовщики Елена Воробьева и Александр Меркушев в изысканном по красоте дуэте влюбленных. Здесь царит классический танец с его певучестью кантилены, пространственной широтой и разнообразием фразировок.

Название балета Вячеслава Самодурова «Занавес» несет в себе несколько оттенков: оно может означать театральную ремарку, несостоятельность поисков или конец творческого пути. В данном случае – это история балерины, под занавес карьеры теряющей себя и мучительно ищущей силы, чтобы с достоинством преодолеть трудный момент жизни. Не случайно артистов балета называют спринтерами, спортсменами на короткие дистанции: всего двадцать лет отпущено танцовщику, чтобы реализовать свой талант. Хореограф сочинил балет специально для замечательной балерины Большого театра Марии Александровой. Танцовщица создает многогранный характер, где воля сплетена с иронией, жесткая самооценка с неодолимой любовью к балету. Пластика Александровой исполнена нюансов, ее руки еще помнят изгиб лебединого крыла, а роль уже ушла к другой исполнительнице, и она, молодая и полная сил, раскланивается теперь перед публикой. Трагическим звучанием наполняет танцовщица сцену в опустевшем театре: опущен занавес, погасли софиты, тьмой окутан просцениум, и только одинокая фигура героини, высвеченная карманным фонариком, бродит по подмосткам, где некогда ей сопутствовал успех. Балет Самодурова раскрыл в талантливой танцовщице новые пластические и актерские возможности.

На премию «Золотая маска»-2016 номинированы балеты «Осторожной поступью» и «Занавес».


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 236 (5607) от 16.12.2015.


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 Августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 Августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 Августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 Июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 Июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 Июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 Июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 Июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 Июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 Июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 Июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?