Уверенной поступью

На сцене Александринского театра состоялись гастроли балетной труппы Екатеринбургского театра оперы и балета в рамках фестиваля «Золотая маска».

Уверенной поступью | Сцена из спектакля «Осторожной поступью».<br>ФОТО Elena Lekhova предоставлено пресс-службой театра

Сцена из спектакля «Осторожной поступью».
ФОТО Elena Lekhova предоставлено пресс-службой театра

Возглавляет труппу Вячеслав Самодуров, для которого Петербург навсегда останется альма-матер: выпускник Академии русского балета им. А. Я. Вагановой, ученик прославленного педагога Геннадия Селюцкого, он стал одним из ведущих солистов Мариинского театра, исполнив десятки ролей в классическом репертуаре. В 2000 году началась его зарубежная «одиссея»: несколько лет он был ведущим танцовщиком Нидерландского театра танца, затем – Королевского балета Великобритании. Накопленный опыт позволил Самодурову стать не только замечательным танцовщиком, но и интересным, самобытным хореографом.

Балетную труппу Екатеринбурга Самодуров возглавил в 2011 году, представив труппе свою четкую и продуманную творческую программу. За короткое время он поставил добрый десяток одноактных балетов, некоторые из них были удостоены премии «Золотая маска». Труппа стала мобильной, по-своему универсальной, способной не только исполнять привычный классический репертуар, но и осваивать и воплощать хореографические тексты разных стилей и направлений.

В Петербург труппа привезла три одноактных балета. Вечер открыл ранний опус художественных руководителей Нидерландского театра танца Соль Леон и Пола Лайтфута «Осторожной поступью». Нидерландских хореографов связывает с Самодуровым давняя дружба: в этом коллективе он проработал три года, восхищаясь смелым пластическим почерком этой супружеской пары. Музыкальной основой балета стали болгарские народные хоры с их внутренней силой и чистотой. Фрагменты партитуры различны по мелодике – от горестного женского плача до жизнерадостного плясового напева. Художник спектакля Йок Виссер создал безрадостный фон – голые деревья с острыми торчащими ветвями, тускло мерцающая луна. Из кулис, свернувшись в калачики, медленно, словно перекати-поле, двигаются тела танцовщиков, сольная вариация героини (Анастасия Багаева) исполнена печали. Но меняется мелодия и ее ритмы, и вспыхивает энергия танца, оживают, наливаясь силой, тела, в хороводе кружатся юноши и девушки. Хореограф тактично вводит фольклорные, бытовые движения в контекст классического танца, умело создавая ансамблевые сцены, в которых исчезает мрачность и «осторожная поступь» зачина, согбенность тел, придавленность к земле сменяются порывом вверх, раскрепощенной динамикой вращений и воздушных прыжков.

Балет Вячеслава Самодурова «Цветоделика» поставлен на музыку Франсиса Пуленка, петербургские зрители увидели лишь часть этого масштабного триптиха. У каждой эпохи свой цвет, у каждой царственной особы – свои цветовые пристрастия. Художник по костюмам Ирэна Белоусова и художник по свету Евгений Виноградов придали спектаклю ощущение имперской парадности и торжественности. Хореограф создал атмосферу придворного театра времен барокко, где дамы изящны и капризны, а кавалеры – галантны и мужественны. Самодуров любит ясный и открытый хореографический рисунок – диагонали, разомкнутые круги, он выстраивает танцовщиков в вереницы, чередует ансамблевые фрагменты с вариациями солистов. Умение хореографа воплотить в танце эмоциональный отклик на музыку – вот что в первую очередь отличает искусство Самодурова. От этого рождается ощущение импровизационности его творчества, непринужденности, легкости, естественности.

Придворный этикет диктует свои строгие правила, но ведь можно порой укрыться от всевидящего ока светских сплетниц и предаться любовным излияниям, что и доказывают великолепные танцовщики Елена Воробьева и Александр Меркушев в изысканном по красоте дуэте влюбленных. Здесь царит классический танец с его певучестью кантилены, пространственной широтой и разнообразием фразировок.

Название балета Вячеслава Самодурова «Занавес» несет в себе несколько оттенков: оно может означать театральную ремарку, несостоятельность поисков или конец творческого пути. В данном случае – это история балерины, под занавес карьеры теряющей себя и мучительно ищущей силы, чтобы с достоинством преодолеть трудный момент жизни. Не случайно артистов балета называют спринтерами, спортсменами на короткие дистанции: всего двадцать лет отпущено танцовщику, чтобы реализовать свой талант. Хореограф сочинил балет специально для замечательной балерины Большого театра Марии Александровой. Танцовщица создает многогранный характер, где воля сплетена с иронией, жесткая самооценка с неодолимой любовью к балету. Пластика Александровой исполнена нюансов, ее руки еще помнят изгиб лебединого крыла, а роль уже ушла к другой исполнительнице, и она, молодая и полная сил, раскланивается теперь перед публикой. Трагическим звучанием наполняет танцовщица сцену в опустевшем театре: опущен занавес, погасли софиты, тьмой окутан просцениум, и только одинокая фигура героини, высвеченная карманным фонариком, бродит по подмосткам, где некогда ей сопутствовал успех. Балет Самодурова раскрыл в талантливой танцовщице новые пластические и актерские возможности.

На премию «Золотая маска»-2016 номинированы балеты «Осторожной поступью» и «Занавес».


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 236 (5607) от 16.12.2015.

Комментарии

Самое читаемое

#
#
Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...

Гений места движет фестиваль
25 Мая 2017

Гений места движет фестиваль

XXV, международный фестиваль «Дворцы Санкт-Петербурга» откроется 31 мая в Эрмитажном театре концертным исполнением оперы «Сельская честь» Масканьи.

Великая Победа глазами потомков
19 Мая 2017

Великая Победа глазами потомков

В нарядном недавно отреставрированном Доме журналиста на Невском вчера было непривычно, по-школьному, шумно...

Вся ночь впереди
19 Мая 2017

Вся ночь впереди

Завтра в 10-й раз в Петербург придет «Ночь музеев» - одно из главных культурных событий года.

Гранатовый браслет из Гатчины
02 Мая 2017

Гранатовый браслет из Гатчины

В Гатчине подвели итоги XXIII кинофестиваля «Литература и кино».

Кармен-сюита
25 Апреля 2017

Кармен-сюита

Удивительное дело: ни в одной другой экранизации не было так очевидно, что эти двое совершенно не созданы друг для друга...

Уважение рождается в борьбе
09 Марта 2017

Уважение рождается в борьбе

Благодаря музею Исаакий стал гражданской святыней, обрел значение, которое выдвинуло его в первый ряд памятников Петербурга. Музеи всегда оказываются на передовой линии борьбы за цивилизацию. Они подч...

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит
02 Февраля 2017

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит

Я написал письмо Патриарху Кириллу. Пресс-секретарь Святейшего сообщил, что Патриарх готов встречаться и обсуждать эти вопросы.

Как сэкономить на культуре
15 Декабря 2015

Как сэкономить на культуре

Посещение музеев, особенно всей семьей, обычно влетает в копеечку и для многих становится роскошью. Сегодня мы расскажем о том, как можно сэкономить, напомним о бесплатных днях и льготах.