Успех мегавыставки работ Василия Сурикова в Русском музее превзошел самые смелые ожидания

Она приурочена к 175‑летию со дня рождения художника. В Интернете билеты раскупаются на неделю вперед, в кассах на все сеансы текущего дня заканчиваются около полудня. Не менее важно, как публика смотрит выставку. Такой тишины, больше свойственной филармоническим залам, в Корпусе Бенуа не было давно.

Успех мегавыставки работ Василия Сурикова в Русском музее превзошел самые смелые ожидания | ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

О содержании выставки газета подробно сообщала в дни ее открытия. Теперь мы пришли на выставку с целью посмотреть на пуб­лику. На улице было минус 25 — это оказался самый холодный день в новогодние и рождественские праздники.

Сотрудники Русского музея заботливо пускали в вестибюль Корпуса Бенуа максимально возможное количество желающих купить билеты, чтобы им не стоять на морозе. Светлана и Дмитрий — инженеры, приехали из Екатеринбурга. Она часто бывает в Петербурге в командировках, хорошо знакома с постоянной экспозицией Русского музея. Выставка Сурикова стала отличной причиной, чтобы вместе с мужем посмотреть ее и Михайловский дворец. Рядом оказались их земляки Елена, Виктор и их сын Александр. Екатеринбуржцам повезло: оставалось еще несколько билетов с трехчасовым ожиданием, что позволяло начать с Брюллова и Айвазовского, а закончить Суриковым.

Поговорив с теми, кто находился в очереди за билетами, подходим к широко распахнутым дверям выставки. Контролеры помогают не­опытным держателям электронных билетов правильно прикладывать распечатку со штрихкодом, гуманно пропускают тех, кто пришел менее чем за полчаса до начала своего сеанса, и даже понимающе позволяют пройти на выставку сильно опоздавшим. Морозы, коммунальные проблемы, задержки транспорта, всякое бывает…

Мы встретили у турникета Бориса Васильевича с внучкой Машей, которые специально приехали из Москвы, чтобы посмотреть выставку Сурикова и заранее приобрели билеты. В этот день жителей столицы на выставке было много. Они объясняли это просто: показа персоналии Сурикова в Москве не планируется. В отличие от многих монографических выставок русских художников, проводившихся в последние годы в двух столицах (из недавних примеров — Михаил Врубель).

Поговорив с москвичами, мы вошли в первый зал выставки. Признаемся: пришлось напрячься, чтобы прислушаться к разговорам, понять, что люди обсуждают, что им интересно.

Понятно, что многие внимательно и подолгу рассматривали большие картины — «Боярыня Морозова», «Переход Суворова через Альпы», «Меншиков в Березове», «Степан Разин», «Покорение Сибири Ермаком».

И, что важно, все представленные эскизы к ним, сравнивая начальные задумки Сурикова с картиной, обращая внимание на незначительных, на первый взгляд, персонажей.

Около «Боярыни» обсуждали поведение молящегося юродивого, смеющегося священника, мальчишки, бегущего за санями. Вспоминали строчки из стихотворения Варлама Шаламова о боярыне: «…И широким знаменьем двуперст­ным // Осеняет шапки и платки». Итог подвел солидный мужчина: «Картина мощная». Рассматривая Суворова и его армию, молодой человек объяснял своей подруге смысл конфликта генералиссимуса с Павлом I и последовавшей за ним опалы полководца. Так картина Сурикова об одном военном походе стала поводом поинтересоваться всей русской историей того времени. Рядом с «Меншиковым» несколько человек в разное время сожалели, что Суриков не создал портрет Петра I. Наверняка царь был бы не похож на парадные изображения XVIII века. «Какая вода!» — отметила одна зрительница, подробно разглядывая бой войска Ермака с ханом. Ее собеседник, увидев кафтан казака в исполнении Сурикова, сообщил: «Какой красный цвет!».

Многолюдно у редко выставляемых картин на религиозные сюжеты. Это касается не только завершенных полотен, таких как «Милосердный самарянин», но и эскизов росписей для храма Христа Спасителя, посвященных вселенским соборам. Публика самых разных возрастов рассмат­ривала портреты, выполненные Суриковым, который как‑то заметил о себе: «Каждого лица хотел смысл постичь». Продвинутая в знании истории девушка подвела своих спутников к картине «Посещение царевной женского монастыря» и после рассказа о сюжете объясняла, как в XVII веке накладывались румяна знатным особам.

Замечаю в толпе внимательного зрителя, который неспешно разглядывает выставку. Он чем‑то похож на Сурикова. Интересуюсь: «Вы художник?». — «Нет, но зовут меня Василий, я пенсионер из Республики Коми». На вопрос о впечатлениях отвечает: «Ходил рот разинув. С детства знакомые картины. А тут впервые увидел их в оригинале».

Настала пора проверить услышанное и подслушанное, полистав книгу отзывов. Это довольно пухлая тетрадь, что необычно для эпохи смартфонов. Авторы живут по всей России: от Биробиджана до Рязани, от Самары до Вологды. Разумеется, пишут и жители обеих столиц.

Воспроизвожу только некоторые отзывы, их намного больше.

 «Восхищению нет предела! Спасибо организаторам выставки за возможность прикоснуться к шедеврам. Появились персональные компьютеры, но они не заменят живой кисти творца. Увидеть полотна В. И. Сурикова не на фотографии, в учебниках и печатной продукции дорогого стоит».

«Спасибо организаторам! Надо и дальше сохранять наследие нашей великой Родины!»

«Спасибо за выставку. Суриков — это мы, наша родная Россия. Картины мастерски отражают нашу историю. Мы русские — с нами Бог».

«Замечательный музей!!!» (крупным детским почерком).

«Спасибо устроителям. Повезло нам, что смогли увидеть эти шедевры вместе. Много прекрасных выразительных образов, характеров, история».

«Событие в культурной жизни Петербурга и России! Картины просто замечательны, шедевры! Очень удачно рассказаны этапы жизни художника в контексте истории… Это было чрезвычайно познавательно!»

«Спасибо огромное. Все очень по‑русски — широко, масштабно, с размахом и удалью, от души!»

«Экскурсовод — брильянт».

«Мне очень понравилось, особенно портрет дочери» (детским почерком).

«Выставка сделана профессионально, расположение картин продумано, хорошие дополнения из прикладного искусства и мультимедиа».

«Великолепная выставка! Захватывает дух, сюжеты подобраны по залам очень гармонично, цветовая гамма залов дополняет полотна. Мы в восторге! Большое спасибо организаторам!»

«Это такое наслаждение — погрузиться в мир русского искусства, знакомого с детства».

«Потрясающая выставка. Полное погружение в творчество художника. Открыла его как великого мастера-акварелиста».

«Суриков — русский художник. Каких великих могучих творцов рождает земля русская! Быть России! Стоять на своих традициях и обогащаться людьми, способными любить Родину».

Покидая выставку, услышали реплику молодого человека делового вида, явно ценящего свое время: «Еще раз надо прийти».

Действительно, просто необходимо. Выставка открыта по 13 мая 2024 года.


#выставка #Суриков #музей

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 2 (7578) от 10.01.2024 под заголовком «Картинки с выставки Сурикова».


Комментарии