Ушли на воздух. Ведущие музеи мира в прошлом году потеряли до 85% посетителей
Пандемия коронавируса больно ударила по такой составляющей системы гостеприимства, как музеи: по данным рейтинга The Art Newspaper, по итогам минувшего года в первой двадцатке только ведущее музейное учреждение Новой Зеландии может похвастать падением потока гостей «всего» на 46% – остальные потеряли значительно больше.
ФОТО pixabay
Оставшийся самым популярным в мире парижский Лувр обслужил, к примеру, в 2020-м лишь 2,7 млн человек, поскольку был закрыт для посещения целых 150 дней. И это не рекорд: лондонский Victoria and Albert museum был заперт на 215 дней, Британский музей – 208, а Metropolitan museum of Art в Нью-Йорке – на 202 дня. Потери посетителей соответствующие – от 78 до 83% от уровня 2019 года.
Кроме Лувра в число лидеров по итогам прошлого года вошли Национальный музей Китая (1,6 млн посетителей), Тейт Модерн (1,4), музеи Ватикана (1,3), Британский музей (1,27), мадридский Центр искусства королевы Софии (1,24), лондонская Национальная галерея (1,2), Метрополитен-музей (1,1) и Музей искусства XXI века в японском городе Канадзава (971 тыс. посетителей).
Что касается наиболее популярных у туристов российских музейных учреждений, то Государственный Эрмитаж, потерявший 80% посетителей (в 2020-м в нем побывали 968,8 тыс. человек) и закрытый 104 дня, переместился на 11-е место. «Эрмитаж, который не закрывался даже в дни блокады Ленинграда, в прошлом году был закрыт для посетителей больше трех месяцев, – говорит Ольга Архипова, начальника отдела туризма и специальных программ службы развития музея. – Зато теперь мы воочию видим, что люди хотят «живьем» приходить к нам: ежедневно принимаем по 3 – 5 тыс. посетителей».
Музеи Московского Кремля, закрытые в течение 133 дней, утратили 86% объемов посещения и оказались на 46-й строчке рейтинга с 424,9 тыс. посетителей. А вот Государственный Русский музей заявил о падении потока посетителей всего на 50%, в результате чего переместился в первую мировую десятку на 7-е место: в прошлом году ГРМ принял 1,2 млн посетителей и был закрыт только 97 дней.
Помимо названных в списке самых посещаемых в мире в 2020-м значатся Государственная Третьяковская галерея (13-е место, 68% падения посещаемости, 894,4 тыс. посетителей, была закрыта 124 дня), Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина (33-е место, 62% падения посещаемости, 564,4 тыс., был закрыт 138 дней), а также два частных российских музея – петербургский Музей Фаберже (22-е место, 728,7 тыс. посетителей, был закрыт 110 дней) и музей современного искусства «Гараж» (81-й, 69% падения посещаемости, 291,8 тыс. посетителей, был закрыт 142 дня).
Вместе с тем рейтинг The Art Newspaper учитывает только данные о классических музеях. А вот составляемый The Art Newspaper Russia подразделен на несколько категорий (художественные, литературные, ландшафтные, тематические и т. д.) и полнее говорит о масштабах популярности того или иного музейного учреждения. Правда, речь в нем идет только о российских (ознакомиться можно по адресу: www.theartnewspaper.ru/posts/8055/).
Тем не менее картина, основанная на данных автоматизированной информационной системы (АИС) «Статистика» Министерства культуры РФ, а также сведений самих музеев, вырисовывается несколько другая. И государственные музеи-заповедники (ГМЗ), к примеру, опережают в спросе обычные классические музеи. Так, по данным за 2019 год (за минувший полная информация будет только в мае), самым востребованным в стране был ГМЗ «Петергоф», который посетили более 6,303 млн человек. «Царское Село» приняло 4,18 млн человек, комплекс «Исаакиевский собор» – 4,304 млн, ГМЗ «Казанский кремль» – 3,111 млн, а Государственный музей истории Санкт-Петербурга – 2,669 млн посетителей. Эти цифры показывают: в соревновании с классическими музеями ГМЗ и иные архитектурно-ландшафтные выигрывают, поскольку только Эрмитаж, Третьяковка и музеи Московского Кремля могут соперничать с ними по посещаемости. Это только доказывает большее стремление гостей к посещению открытых пространств, а не замкнутых помещений. То есть многие предпочли уйти на «воздух».
К тому же, с учетом новой реальности ковидного года, разрыв между музейной «классикой» и «воздухом» может стать еще более ощутимым. Ведь в 2020-м в силу определенных обстоятельств «воздух» получил преимущество, начав принимать гостей раньше. И если Эрмитаж потерял 80% гостей, то «Петергоф» – около 60%. Директор Лиги туроператоров Петербурга Кирилл Соколов подтвердил, что в Ленинградской области поток туристов по итогам прошлого года сократился не так сильно, как в Северной столице, – из 5 млн гостей регион потерял примерно миллион. «Ленобласть первой из субъектов Федерации разрешила в 2020-м экскурсионную деятельность – благодаря этому ее узнали многие, – считает Соколов. – Будущим летом интерес к ней наверняка останется очень высоким».
Не исключено, что в нынешнем году снова выиграет не только «воздух», но и музеи, больше ориентированные на внутренних туристов. Не зря, к примеру, Русский музей, в рейтинге The Art Newspaper Russia 2019-го более чем вдвое уступавший Эрмитажу по численности посетителей, в прошлом году сделал решительный рывок, опередив в мировом раскладе конкурента не только на 4 позиции рейтинга, но и на 25% по числу гостей. И понятно почему: среди организованных туристов иностранцев в Эрмитаже было примерно в 1,5 раза больше, чем в Русском музее. Когда этот источник иссяк, выиграл тот, кто был больше ориентирован на отечественного гостя. Скорее всего, в этом сезоне картина останется той же
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 59 (6897) от 06.04.2021 под заголовком «Ушли на воздух».
Комментарии