Ушла раньше, чем перестала петь

Вчера ушла из жизни великая русская певица Елена Образцова.

Ушла раньше, чем перестала петь | ФОТО Валентина МАСТЮКОВА/ТАСС

ФОТО Валентина МАСТЮКОВА/ТАСС

Она скончалась в Германии, в Лейпциге, где проходила курс длительного восстановительного лечения, из-за которого была вынуждена отменить в декабре грандиозный концерт в честь своего 75-летия в Кремлевском Дворце съездов. Это, конечно, стало тревожным сигналом: отменять концерты было не в стиле Образцовой.

Голова тупо диктует руке писать о свершившемся факте, а сердце отказывается верить в случившееся. Елена Образцова всегда была образцом отчаянного жизнелюбия, всегда казалось, что смерть – это совсем не про нее. Она была сильнее смерти, продолжая выходить на сцену до последнего. Она успела выйти на любимую сцену Большого театра (где в 1963 году еще будучи студенткой дебютировала партией Марины Мнишек в «Борисе Годунове» Мусоргского) в конце октября минувшего года – устроить там свой феерический оперный бал, пригласив звезд российской и зарубежной оперы. Тогда она спела немного, начав выступление с одной фразы из песни Марфы из «Хованщины» Мусоргского – «Исходила младешенька», песни настолько светлой, насколько и грустной, пророческой.

А еще она исполнила свою фирменную Графиню из «Пиковой дамы» – эту партию она довела за последнее десятилетие до какого-то нереального, мистического совершенства. В знаменитой сцене в спальне Графини, где героиня вспоминает свое далекое прошлое, певица словно вступала в опасный сговор с иными силами, лицедейски обводя их вокруг пальца, поражая мастерством перевоплощения. В этой роли она открывала перед ошеломленными слушателями пугающие бездны, давая понять, что постигла тайны бытия, о которых теперь больше не узнает никто. Или узнает, слушая вновь и вновь ее гениальные исполнения.

Господь наделил Образцову уникальным громадным голосом, каких сегодня просто нет, но и раньше, в золотом оперном ХХ веке они встречались в мире у очень немногих певиц. Царственное, могучее меццо-сопрано, в последние годы жизни перешедшее в какое-то неслыханное контральто, изумляло многие поколения меломанов, начиная с первых шагов ее карьеры. Ленинградка по рождению и образованию, пережившая в нашем городе тяжелые блокадные дни, она стала одной из первых русских советских певиц, триумфально заявивших о себе на Западе. Ее партнерами были такие звезды мировой оперы, как Лучано Паваротти, Джоан Сазерленд, Монтсеррат Кабалье, Мирелла Френи, Николай Гяуров, Хосе Каррерас и многие другие.

Елена Васильевна с придыханием рассказывала и о встрече с Марией Каллас, произошедшей в парижской «Гранд-опера», которая словно передала ей частичку своего величия.

Видеозаписи спектаклей с ее участием – «Сельская честь» Масканьи в постановке Франко Дзеффирелли, «Кармен» Бизе в Венской опере под управлением Карлоса Кляйбера, где ее партнером выступал Пласидо Доминго, вошли в сокровищницу истории мировой оперы. В 1975 году на фестивале к 100-летию оперы «Кармен» в Испании она была признана лучшей исполнительницей партии Кармен в мире. Советскому зрителю не забыть фильма-оперетты «Веселая вдова» Легара, где Елена Образцова поет партию жизнелюбивой Ганны Главари.

На конкурсе своего имени, который Елена Васильевна открыла в Петербурге в 1999 году, она легко и непринужденно мощным жестом соединила два оперных мира – российский и европейско-заокеанский, пригласив в жюри великих певцов, с которыми когда-то выступала. В Петербург к Елене Васильевне приезжали Федора Барбьери, Джоан Сазерленд, Рената Скотто, Илеана Котрубаш, Тереса Берганса, Криста Людвиг. Конкурсы стали продолжением артистических устремлений Образцовой, ее возможностью продлить молодость в общении с начинающими вокалистами. Имена Юлии Лежневой, Ильдара Абдразакова, Любови Петровой, Марины Поплавской, Ирины Лунгу, Ольги Пудовой, Михаила Петренко, Владислава Сулимского, которые сегодня покоряют сердца тысяч поклонников оперы на лучших оперных сценах мира, были открыты именно на этом конкурсе.

Что до неиссякаемой жажды жизни, то Елена Образцова успела отжюрить еще и на телевизионном конкурсе «Большая опера», где дала массу ценных рекомендаций по технике пения каждому из участников, озаряя темный зал студии на «Мосфильме» своими искрящимися шуточками. Институт конкурсов (которых с годами она изобретала все больше, добавляя к основному еще и конкурсы теноров памяти Лучано Паваротти, меццо-сопрано – памяти Федоры Барбьери, камерного исполнительства имени Кончиты Бадиа, наконец, конкурс юных вокалистов), а также многочисленные мастер-классы переросли в идею создания Академии музыки. Ее презентация состоялась в Большом Гостином дворе в Петербурге минувшей осенью, и делом чести организаторов должно стать ее открытие – последний дар великой певице от нашего города. Идеей Елены Образцовой, о которой она говорила на протяжении многих лет, было приглашать в Россию знаменитых оперных певцов, которые бы делились опытом с новыми поколениями молодых певцов – «ребятишек», по словам певицы.

Елена Образцова явила миру феномен творческого долголетия, опыт безграничности человеческих возможностей, смело пустившись в своем прекрасном возрасте открывать неизведанные территории, которыми стали драматический театр (последней работой стала роль в спектакле «Реквием по Радамесу» в постановке Романа Виктюка) и джазовая музыка, где ее партнерами выступали Игорь Бутман и Денис Мацуев. Елене Образцовой выпало на долю исполнять партии многих трагических героинь – Марфы, Кармен, Сантуццы, Азучены, Любаши, которые потрясали правдой страстей, напитанных мудростью жизни. Георгий Свиридов расслышал в исполнительнице трагический дар, посвятив ей цикл «Десять песен на стихи Александра Блока» и создав специально для певицы новую редакцию поэмы «Отчалившая Русь».

Но в Елене Великой клокотал и дар комический – она невероятно заразительно смеялась и умела рассказывать остренькие анекдоты. Жаль только, что комических партий ей не довелось спеть соразмерно своему многополярному таланту. Но ее надежда сбылась: она умерла раньше, чем перестала петь.

Прощание с певицей состоится 15 января в Большом театре России.

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 002 (5375) от 13.01.2015.


Комментарии