Ушла раньше, чем перестала петь

Вчера ушла из жизни великая русская певица Елена Образцова.

Ушла раньше, чем перестала петь | ФОТО Валентина МАСТЮКОВА/ТАСС

ФОТО Валентина МАСТЮКОВА/ТАСС

Она скончалась в Германии, в Лейпциге, где проходила курс длительного восстановительного лечения, из-за которого была вынуждена отменить в декабре грандиозный концерт в честь своего 75-летия в Кремлевском Дворце съездов. Это, конечно, стало тревожным сигналом: отменять концерты было не в стиле Образцовой.

Голова тупо диктует руке писать о свершившемся факте, а сердце отказывается верить в случившееся. Елена Образцова всегда была образцом отчаянного жизнелюбия, всегда казалось, что смерть – это совсем не про нее. Она была сильнее смерти, продолжая выходить на сцену до последнего. Она успела выйти на любимую сцену Большого театра (где в 1963 году еще будучи студенткой дебютировала партией Марины Мнишек в «Борисе Годунове» Мусоргского) в конце октября минувшего года – устроить там свой феерический оперный бал, пригласив звезд российской и зарубежной оперы. Тогда она спела немного, начав выступление с одной фразы из песни Марфы из «Хованщины» Мусоргского – «Исходила младешенька», песни настолько светлой, насколько и грустной, пророческой.

А еще она исполнила свою фирменную Графиню из «Пиковой дамы» – эту партию она довела за последнее десятилетие до какого-то нереального, мистического совершенства. В знаменитой сцене в спальне Графини, где героиня вспоминает свое далекое прошлое, певица словно вступала в опасный сговор с иными силами, лицедейски обводя их вокруг пальца, поражая мастерством перевоплощения. В этой роли она открывала перед ошеломленными слушателями пугающие бездны, давая понять, что постигла тайны бытия, о которых теперь больше не узнает никто. Или узнает, слушая вновь и вновь ее гениальные исполнения.

Господь наделил Образцову уникальным громадным голосом, каких сегодня просто нет, но и раньше, в золотом оперном ХХ веке они встречались в мире у очень немногих певиц. Царственное, могучее меццо-сопрано, в последние годы жизни перешедшее в какое-то неслыханное контральто, изумляло многие поколения меломанов, начиная с первых шагов ее карьеры. Ленинградка по рождению и образованию, пережившая в нашем городе тяжелые блокадные дни, она стала одной из первых русских советских певиц, триумфально заявивших о себе на Западе. Ее партнерами были такие звезды мировой оперы, как Лучано Паваротти, Джоан Сазерленд, Монтсеррат Кабалье, Мирелла Френи, Николай Гяуров, Хосе Каррерас и многие другие.

Елена Васильевна с придыханием рассказывала и о встрече с Марией Каллас, произошедшей в парижской «Гранд-опера», которая словно передала ей частичку своего величия.

Видеозаписи спектаклей с ее участием – «Сельская честь» Масканьи в постановке Франко Дзеффирелли, «Кармен» Бизе в Венской опере под управлением Карлоса Кляйбера, где ее партнером выступал Пласидо Доминго, вошли в сокровищницу истории мировой оперы. В 1975 году на фестивале к 100-летию оперы «Кармен» в Испании она была признана лучшей исполнительницей партии Кармен в мире. Советскому зрителю не забыть фильма-оперетты «Веселая вдова» Легара, где Елена Образцова поет партию жизнелюбивой Ганны Главари.

На конкурсе своего имени, который Елена Васильевна открыла в Петербурге в 1999 году, она легко и непринужденно мощным жестом соединила два оперных мира – российский и европейско-заокеанский, пригласив в жюри великих певцов, с которыми когда-то выступала. В Петербург к Елене Васильевне приезжали Федора Барбьери, Джоан Сазерленд, Рената Скотто, Илеана Котрубаш, Тереса Берганса, Криста Людвиг. Конкурсы стали продолжением артистических устремлений Образцовой, ее возможностью продлить молодость в общении с начинающими вокалистами. Имена Юлии Лежневой, Ильдара Абдразакова, Любови Петровой, Марины Поплавской, Ирины Лунгу, Ольги Пудовой, Михаила Петренко, Владислава Сулимского, которые сегодня покоряют сердца тысяч поклонников оперы на лучших оперных сценах мира, были открыты именно на этом конкурсе.

Что до неиссякаемой жажды жизни, то Елена Образцова успела отжюрить еще и на телевизионном конкурсе «Большая опера», где дала массу ценных рекомендаций по технике пения каждому из участников, озаряя темный зал студии на «Мосфильме» своими искрящимися шуточками. Институт конкурсов (которых с годами она изобретала все больше, добавляя к основному еще и конкурсы теноров памяти Лучано Паваротти, меццо-сопрано – памяти Федоры Барбьери, камерного исполнительства имени Кончиты Бадиа, наконец, конкурс юных вокалистов), а также многочисленные мастер-классы переросли в идею создания Академии музыки. Ее презентация состоялась в Большом Гостином дворе в Петербурге минувшей осенью, и делом чести организаторов должно стать ее открытие – последний дар великой певице от нашего города. Идеей Елены Образцовой, о которой она говорила на протяжении многих лет, было приглашать в Россию знаменитых оперных певцов, которые бы делились опытом с новыми поколениями молодых певцов – «ребятишек», по словам певицы.

Елена Образцова явила миру феномен творческого долголетия, опыт безграничности человеческих возможностей, смело пустившись в своем прекрасном возрасте открывать неизведанные территории, которыми стали драматический театр (последней работой стала роль в спектакле «Реквием по Радамесу» в постановке Романа Виктюка) и джазовая музыка, где ее партнерами выступали Игорь Бутман и Денис Мацуев. Елене Образцовой выпало на долю исполнять партии многих трагических героинь – Марфы, Кармен, Сантуццы, Азучены, Любаши, которые потрясали правдой страстей, напитанных мудростью жизни. Георгий Свиридов расслышал в исполнительнице трагический дар, посвятив ей цикл «Десять песен на стихи Александра Блока» и создав специально для певицы новую редакцию поэмы «Отчалившая Русь».

Но в Елене Великой клокотал и дар комический – она невероятно заразительно смеялась и умела рассказывать остренькие анекдоты. Жаль только, что комических партий ей не довелось спеть соразмерно своему многополярному таланту. Но ее надежда сбылась: она умерла раньше, чем перестала петь.

Прощание с певицей состоится 15 января в Большом театре России.

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 002 (5375) от 13.01.2015.

Комментарии

Самое читаемое

#
#
Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...

Гений места движет фестиваль
25 Мая 2017

Гений места движет фестиваль

XXV, международный фестиваль «Дворцы Санкт-Петербурга» откроется 31 мая в Эрмитажном театре концертным исполнением оперы «Сельская честь» Масканьи.

Великая Победа глазами потомков
19 Мая 2017

Великая Победа глазами потомков

В нарядном недавно отреставрированном Доме журналиста на Невском вчера было непривычно, по-школьному, шумно...

Вся ночь впереди
19 Мая 2017

Вся ночь впереди

Завтра в 10-й раз в Петербург придет «Ночь музеев» - одно из главных культурных событий года.

Гранатовый браслет из Гатчины
02 Мая 2017

Гранатовый браслет из Гатчины

В Гатчине подвели итоги XXIII кинофестиваля «Литература и кино».

Кармен-сюита
25 Апреля 2017

Кармен-сюита

Удивительное дело: ни в одной другой экранизации не было так очевидно, что эти двое совершенно не созданы друг для друга...

Уважение рождается в борьбе
09 Марта 2017

Уважение рождается в борьбе

Благодаря музею Исаакий стал гражданской святыней, обрел значение, которое выдвинуло его в первый ряд памятников Петербурга. Музеи всегда оказываются на передовой линии борьбы за цивилизацию. Они подч...

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит
02 Февраля 2017

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит

Я написал письмо Патриарху Кириллу. Пресс-секретарь Святейшего сообщил, что Патриарх готов встречаться и обсуждать эти вопросы.

Как сэкономить на культуре
15 Декабря 2015

Как сэкономить на культуре

Посещение музеев, особенно всей семьей, обычно влетает в копеечку и для многих становится роскошью. Сегодня мы расскажем о том, как можно сэкономить, напомним о бесплатных днях и льготах.