Ушедшая натура
В Музее Анны Ахматовой открылась выставка «Фотоколлективизм», которую ее кураторы — петербургские фотографы и собиратели старых снимков — просят не связывать со столетием русской революции.

ФОТО предоставлено Музеем Анны Ахматовой
Но от этой даты никуда не уйти, когда на 32 отпечатках, увеличенных для выставочного показа, представлены группы, которые могли возникнуть только после 1917 года. «Третий выпуск II вечерней совпартшколы», «На память М. И. Бартен от группы рабфаковцев», «Всероссийские курсы стахановцев», «Череповецкая окружная конференция судебно-следственных работников»... Часто снимки не имеют подписей и дат, нет указаний авторов. Фотографии приобретались в разные годы у частных лиц и на блошином рынке в Удельной.
Из всех персонажей определяется только Михаил Бочаров, петербургский-ленинградский оперный певец, заслуженный артист республики. Он сфотографирован среди учеников. Снимок сделан в ателье, за спинами артистов — «задник» с пейзажем, у их ног лежит шкура медведя.
Как говорит Дмитрий Горячев, сокуратор выставки, в 1920-е годы фотографии явно делали старые мастера, которые имели опыт больших групповых снимков, например, военных. Они точно расставляли всех персонажей, добивались четкого изображения лиц. Сейчас в эпоху тотальных селфи культура групповой фотографии безвозвратно утрачивается.
Но будем объективны: уже в 1930-е годы теряются навыки создания подобных снимков. Это хорошо заметно на курортной фотографии, сделанной в Новом Афоне. В ней важно другое: дата съемки — 16 июня 1941 года, за неделю до начала войны. Еще слабее с композицией на фотографии «Петровская корабельная роща», сделанной в 1951 году. Но там интересны светлые лица людей, недавно победивших фашизм.
Лучшая фотография на выставке — «Второй уездный врачебный съезд. Глазов. 8 — 10 октября 1927 года» (фрагмент — на снимке). Замечательные чеховы из удмуртской глубинки позируют в калошах, несущих явные следы местного бездорожья.
Материалы рубрики
В Петербурге прошел парад ретротранспорта
Самое читаемое



Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?
Комментарии