Главная городская газета

Ушедшая натура

Каждый день
свежий pdf-номер газеты
в Вашей почте

Бесплатно
Свежие материалы Культура

Запах «Счастья» в Летнем саду

Как связаны «Пирамида», «Коронный», «Прекрасное ожерелье» и картины из овощей - в нашем специальном материале. Читать полностью

Выставка буддийского искусства открылась в Петербурге

Вниманию посетителей готовы представить порядка ста уникальных произведений IX - XVIII веков. Читать полностью

Фестиваль «Михайловское» прошел в Пушкинских Горах

Студенты Пушкинского театрального центра представили пушкиноогорцам свои премьерные спектакли. Читать полностью

«Петербург» в Театре на Васильевском

С драматургом Юлией Тупикиной - автором популярной пьесы - встретился автор «СПб ведомостей». Читать полностью

Первая балетная школа России отпраздновала юбилей

В течение трех дней на сцене Мариинского театра сдавали экзамен выпускники Академии русского балета имени А. Я. Вагановой.
Читать полностью

«Петербург-2103» как мост в будущее

На выставке, открывшейся в ЦВЗ «Манеж», представленные проекты отвечали на один вопрос: куда движутся архитектура и градостроительная практика Петербурга?

Читать полностью
Ушедшая натура | ФОТО предоставлено Музеем Анны Ахматовой

ФОТО предоставлено Музеем Анны Ахматовой

В Музее Анны Ахматовой открылась выставка «Фотоколлективизм», которую ее кураторы — петербургские фотографы и собиратели старых снимков — просят не связывать со столетием русской революции.

Но от этой даты никуда не уйти, когда на 32 отпечатках, увеличенных для выставочного показа, представлены группы, которые могли возникнуть только после 1917 года. «Третий выпуск II вечерней совпартшколы», «На память М. И. Бартен от группы рабфаковцев», «Всероссийские курсы стахановцев», «Череповецкая окружная конференция судебно-следственных работников»... Часто снимки не имеют подписей и дат, нет указаний авторов. Фотографии приобретались в разные годы у частных лиц и на блошином рынке в Удельной.

Из всех персонажей определяется только Михаил Бочаров, петербургский-ленинградский оперный певец, заслуженный артист республики. Он сфотографирован среди учеников. Снимок сделан в ателье, за спинами артистов — «задник» с пейзажем, у их ног лежит шкура медведя.

Как говорит Дмитрий Горячев, сокуратор выставки, в 1920-е годы фотографии явно делали старые мастера, которые имели опыт больших групповых снимков, например, военных. Они точно расставляли всех персонажей, добивались четкого изображения лиц. Сейчас в эпоху тотальных селфи культура групповой фотографии безвозвратно утрачивается.

Но будем объективны: уже в 1930-е годы теряются навыки создания подобных снимков. Это хорошо заметно на курортной фотографии, сделанной в Новом Афоне. В ней важно другое: дата съемки — 16 июня 1941 года, за неделю до начала войны. Еще слабее с композицией на фотографии «Петровская корабельная роща», сделанной в 1951 году. Но там интересны светлые лица людей, недавно победивших фашизм.

Лучшая фотография на выставке — «Второй уездный врачебный съезд. Глазов. 8 — 10 октября 1927 года» (фрагмент — на снимке). Замечательные чеховы из удмуртской глубинки позируют в калошах, несущих явные следы местного бездорожья.

Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook