Уроки Эльсинора

В зале загадочно и мрачно. Горят свечи, бросая теплый свет на череп в клетке из толстых жердей. Кажется, вот-вот — и появится сам принц датский, возьмет его в руки и, вглядываясь в пустые глазницы, скажет: «Бедный Йорик...». Но принца нет, лишь висит за стеклом костюм, в котором играл Иннокентий Смоктуновский. В отреставрированном бывшем фойе «Ленфильма» открылась выставка, посвященная пятидесятилетнему юбилею со дня выхода фильма Григория Козинцева «Гамлет».

Уроки Эльсинора | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Сотрудники киностудии полгода поднимали архивы, изучали материалы, приводили в порядок реквизит. Сохранилось более полусотни костюмов, эскизы, мебель, заказанная для фильма в Европе. Для фильма «череп Йорика» специально состаривали — чтобы выглядел так, будто долго пролежал в земле. В деревянной клетке он смотрится таинственно, но поместили его туда не только из эстетических соображений. А чтобы не было у посетителей соблазна почувствовать себя в роли Гамлета...

— Существует около сотни экранизаций «Гамлета», даже известная актриса немого кино Аста Нильсен играла в свое время эту роль, — рассказывает историк кино Александр Поздняков. — Ведь Шекспир задает проклятые вопросы бытия, которые не меняются столетиями, — жизнь, любовь, власть, предательство, насилие... Но отличие экранизации Григория Козинцева в том, что он не отступает от первоисточника. Он досконально изучал эпоху, у него были консультанты из Эрмитажа и других ведущих музеев, он перерыл гору литературы. У него были лучшие художники — Евгений Еней, Георгий Кропачев. Потом прекрасный перевод Пастернака и музыка Шостаковича. Даже Британская киноакадемия признала, что это лучшая экранизация «Гамлета».

Все предметы действительно выглядят настолько достоверно, что переносишься в Средневековье. В маленькой комнатке Офелии можно увидеть платье, в котором играла Анастасия Вертинская, рядом — покои короля. Костюмер Наталья Иванова аккуратно разглаживает руками ткань пышного королевского наряда из парчи и бархата, расшитого золотыми нитями:

— Все эти узоры вручную вышивали наши костюмеры, гигантский труд! Сейчас так практически не делают, все больше на машине вышивают.

В те годы, говорят сотрудники, даже нужный материал непросто было достать, привозили в основном из Чехословакии, Венгрии. Мастера «Ленфильма» досконально изучили старинные гравюры, иллюстрации, и кажется, что много столетий назад носил этот костюм какой-нибудь средневековый аристократ.

От декораций замка, который построили на обрыве Тюрисалу под Таллином, ничего не сохранилось — после съемок он еще долго стоял на берегу, пока не обветшал от дождей и снега. Эстонцы хотели было оставить его для туристов, но им не разрешили. Так что стены замка пришлось разобрать, но это место до сих пор называют Скалой Гамлета.

Единственная часть замка и один из главных экспонатов выставки — часовая башня Эльсинора с курантами и гипсовыми фигурками. Сохранилась она потому, что сцены с ней снимались на «Ленфильме». Сейчас механизм не работает, но после окончания выставки его отремонтируют. Башня станет одним из постоянных экспонатов будущего музея киностудии.

— Куранты полвека стояли в очень камерном пространстве. Их нужно было разобрать, чтобы перенести через узкий проход, — рассказывает художник выставки Сергей Зайков. — А когда мы сняли заднюю стенку, внутри механизма оказался эскиз — портрет Смоктуновского в роли Гамлета! Ощущения были — как будто мы маленький клад нашли.

Выставка продлится до весны. Ее рассматривают как прообраз будущего музея «Ленфильма». Сейчас ремонтируют лестницы на второй этаж — там, в помещении бывшей студийной библиотеки, тоже появится экспозиция. На третьем этаже собираются сделать зал с цифровой проекцией. В планах не просто наполнить пространство предметами, но сделать образовательный центр, где каждый сможет узнать немало интересного об истории кино в России и о том, как его создавать, прийти послушать рассказы известных в мире кино людей. Сотрудники «Ленфильма» надеются, что откроется музей уже в следующем году.

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 225 (5351) от 01.12.2014.

Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...

Гений места движет фестиваль
25 Мая 2017

Гений места движет фестиваль

XXV, международный фестиваль «Дворцы Санкт-Петербурга» откроется 31 мая в Эрмитажном театре концертным исполнением оперы «Сельская честь» Масканьи.

Великая Победа глазами потомков
19 Мая 2017

Великая Победа глазами потомков

В нарядном недавно отреставрированном Доме журналиста на Невском вчера было непривычно, по-школьному, шумно...

Вся ночь впереди
19 Мая 2017

Вся ночь впереди

Завтра в 10-й раз в Петербург придет «Ночь музеев» - одно из главных культурных событий года.

Гранатовый браслет из Гатчины
02 Мая 2017

Гранатовый браслет из Гатчины

В Гатчине подвели итоги XXIII кинофестиваля «Литература и кино».

Кармен-сюита
25 Апреля 2017

Кармен-сюита

Удивительное дело: ни в одной другой экранизации не было так очевидно, что эти двое совершенно не созданы друг для друга...

Уважение рождается в борьбе
09 Марта 2017

Уважение рождается в борьбе

Благодаря музею Исаакий стал гражданской святыней, обрел значение, которое выдвинуло его в первый ряд памятников Петербурга. Музеи всегда оказываются на передовой линии борьбы за цивилизацию. Они подч...

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит
02 Февраля 2017

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит

Я написал письмо Патриарху Кириллу. Пресс-секретарь Святейшего сообщил, что Патриарх готов встречаться и обсуждать эти вопросы.

Как сэкономить на культуре
15 Декабря 2015

Как сэкономить на культуре

Посещение музеев, особенно всей семьей, обычно влетает в копеечку и для многих становится роскошью. Сегодня мы расскажем о том, как можно сэкономить, напомним о бесплатных днях и льготах.