Уроки Эльсинора

В зале загадочно и мрачно. Горят свечи, бросая теплый свет на череп в клетке из толстых жердей. Кажется, вот-вот — и появится сам принц датский, возьмет его в руки и, вглядываясь в пустые глазницы, скажет: «Бедный Йорик...». Но принца нет, лишь висит за стеклом костюм, в котором играл Иннокентий Смоктуновский. В отреставрированном бывшем фойе «Ленфильма» открылась выставка, посвященная пятидесятилетнему юбилею со дня выхода фильма Григория Козинцева «Гамлет».

Уроки Эльсинора | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Сотрудники киностудии полгода поднимали архивы, изучали материалы, приводили в порядок реквизит. Сохранилось более полусотни костюмов, эскизы, мебель, заказанная для фильма в Европе. Для фильма «череп Йорика» специально состаривали — чтобы выглядел так, будто долго пролежал в земле. В деревянной клетке он смотрится таинственно, но поместили его туда не только из эстетических соображений. А чтобы не было у посетителей соблазна почувствовать себя в роли Гамлета...

— Существует около сотни экранизаций «Гамлета», даже известная актриса немого кино Аста Нильсен играла в свое время эту роль, — рассказывает историк кино Александр Поздняков. — Ведь Шекспир задает проклятые вопросы бытия, которые не меняются столетиями, — жизнь, любовь, власть, предательство, насилие... Но отличие экранизации Григория Козинцева в том, что он не отступает от первоисточника. Он досконально изучал эпоху, у него были консультанты из Эрмитажа и других ведущих музеев, он перерыл гору литературы. У него были лучшие художники — Евгений Еней, Георгий Кропачев. Потом прекрасный перевод Пастернака и музыка Шостаковича. Даже Британская киноакадемия признала, что это лучшая экранизация «Гамлета».

Все предметы действительно выглядят настолько достоверно, что переносишься в Средневековье. В маленькой комнатке Офелии можно увидеть платье, в котором играла Анастасия Вертинская, рядом — покои короля. Костюмер Наталья Иванова аккуратно разглаживает руками ткань пышного королевского наряда из парчи и бархата, расшитого золотыми нитями:

— Все эти узоры вручную вышивали наши костюмеры, гигантский труд! Сейчас так практически не делают, все больше на машине вышивают.

В те годы, говорят сотрудники, даже нужный материал непросто было достать, привозили в основном из Чехословакии, Венгрии. Мастера «Ленфильма» досконально изучили старинные гравюры, иллюстрации, и кажется, что много столетий назад носил этот костюм какой-нибудь средневековый аристократ.

От декораций замка, который построили на обрыве Тюрисалу под Таллином, ничего не сохранилось — после съемок он еще долго стоял на берегу, пока не обветшал от дождей и снега. Эстонцы хотели было оставить его для туристов, но им не разрешили. Так что стены замка пришлось разобрать, но это место до сих пор называют Скалой Гамлета.

Единственная часть замка и один из главных экспонатов выставки — часовая башня Эльсинора с курантами и гипсовыми фигурками. Сохранилась она потому, что сцены с ней снимались на «Ленфильме». Сейчас механизм не работает, но после окончания выставки его отремонтируют. Башня станет одним из постоянных экспонатов будущего музея киностудии.

— Куранты полвека стояли в очень камерном пространстве. Их нужно было разобрать, чтобы перенести через узкий проход, — рассказывает художник выставки Сергей Зайков. — А когда мы сняли заднюю стенку, внутри механизма оказался эскиз — портрет Смоктуновского в роли Гамлета! Ощущения были — как будто мы маленький клад нашли.

Выставка продлится до весны. Ее рассматривают как прообраз будущего музея «Ленфильма». Сейчас ремонтируют лестницы на второй этаж — там, в помещении бывшей студийной библиотеки, тоже появится экспозиция. На третьем этаже собираются сделать зал с цифровой проекцией. В планах не просто наполнить пространство предметами, но сделать образовательный центр, где каждый сможет узнать немало интересного об истории кино в России и о том, как его создавать, прийти послушать рассказы известных в мире кино людей. Сотрудники «Ленфильма» надеются, что откроется музей уже в следующем году.

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 225 (5351) от 01.12.2014.


Комментарии



Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?