Уроки Эльсинора

В зале загадочно и мрачно. Горят свечи, бросая теплый свет на череп в клетке из толстых жердей. Кажется, вот-вот — и появится сам принц датский, возьмет его в руки и, вглядываясь в пустые глазницы, скажет: «Бедный Йорик...». Но принца нет, лишь висит за стеклом костюм, в котором играл Иннокентий Смоктуновский. В отреставрированном бывшем фойе «Ленфильма» открылась выставка, посвященная пятидесятилетнему юбилею со дня выхода фильма Григория Козинцева «Гамлет».

Уроки Эльсинора | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Сотрудники киностудии полгода поднимали архивы, изучали материалы, приводили в порядок реквизит. Сохранилось более полусотни костюмов, эскизы, мебель, заказанная для фильма в Европе. Для фильма «череп Йорика» специально состаривали — чтобы выглядел так, будто долго пролежал в земле. В деревянной клетке он смотрится таинственно, но поместили его туда не только из эстетических соображений. А чтобы не было у посетителей соблазна почувствовать себя в роли Гамлета...

— Существует около сотни экранизаций «Гамлета», даже известная актриса немого кино Аста Нильсен играла в свое время эту роль, — рассказывает историк кино Александр Поздняков. — Ведь Шекспир задает проклятые вопросы бытия, которые не меняются столетиями, — жизнь, любовь, власть, предательство, насилие... Но отличие экранизации Григория Козинцева в том, что он не отступает от первоисточника. Он досконально изучал эпоху, у него были консультанты из Эрмитажа и других ведущих музеев, он перерыл гору литературы. У него были лучшие художники — Евгений Еней, Георгий Кропачев. Потом прекрасный перевод Пастернака и музыка Шостаковича. Даже Британская киноакадемия признала, что это лучшая экранизация «Гамлета».

Все предметы действительно выглядят настолько достоверно, что переносишься в Средневековье. В маленькой комнатке Офелии можно увидеть платье, в котором играла Анастасия Вертинская, рядом — покои короля. Костюмер Наталья Иванова аккуратно разглаживает руками ткань пышного королевского наряда из парчи и бархата, расшитого золотыми нитями:

— Все эти узоры вручную вышивали наши костюмеры, гигантский труд! Сейчас так практически не делают, все больше на машине вышивают.

В те годы, говорят сотрудники, даже нужный материал непросто было достать, привозили в основном из Чехословакии, Венгрии. Мастера «Ленфильма» досконально изучили старинные гравюры, иллюстрации, и кажется, что много столетий назад носил этот костюм какой-нибудь средневековый аристократ.

От декораций замка, который построили на обрыве Тюрисалу под Таллином, ничего не сохранилось — после съемок он еще долго стоял на берегу, пока не обветшал от дождей и снега. Эстонцы хотели было оставить его для туристов, но им не разрешили. Так что стены замка пришлось разобрать, но это место до сих пор называют Скалой Гамлета.

Единственная часть замка и один из главных экспонатов выставки — часовая башня Эльсинора с курантами и гипсовыми фигурками. Сохранилась она потому, что сцены с ней снимались на «Ленфильме». Сейчас механизм не работает, но после окончания выставки его отремонтируют. Башня станет одним из постоянных экспонатов будущего музея киностудии.

— Куранты полвека стояли в очень камерном пространстве. Их нужно было разобрать, чтобы перенести через узкий проход, — рассказывает художник выставки Сергей Зайков. — А когда мы сняли заднюю стенку, внутри механизма оказался эскиз — портрет Смоктуновского в роли Гамлета! Ощущения были — как будто мы маленький клад нашли.

Выставка продлится до весны. Ее рассматривают как прообраз будущего музея «Ленфильма». Сейчас ремонтируют лестницы на второй этаж — там, в помещении бывшей студийной библиотеки, тоже появится экспозиция. На третьем этаже собираются сделать зал с цифровой проекцией. В планах не просто наполнить пространство предметами, но сделать образовательный центр, где каждый сможет узнать немало интересного об истории кино в России и о том, как его создавать, прийти послушать рассказы известных в мире кино людей. Сотрудники «Ленфильма» надеются, что откроется музей уже в следующем году.

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 225 (5351) от 01.12.2014.


Комментарии