Уроки актерской свободы

Итало-американский режиссер Джон Пеппер неоднократно бывал в Петербурге как фотограф. Поработать в театре ему удалось лишь однажды – три года назад он поставил в Театре на Васильевском спектакль «Моя дорогая Матильда». На этот раз Джон Пеппер приехал в наш город по приглашению Российского института сценических искусств. Здесь, на Моховой, вместе со студентами режиссерской мастерской Юрия Красовского он представил спектакль «Истинный Запад» по пьесе Сэма Шепарда, соавтора сценариев Антониони и Вендерса, обладателя премии «Оскар» и Пулитцеровской премии. Накануне премьеры наш корреспондент поговорила с Джоном ПЕППЕРОМ о любви к Италии и России, о времени и притворстве.

Уроки актерской свободы | ФОТО предоставлено пресс-службой театра «На Моховой»

ФОТО предоставлено пресс-службой театра «На Моховой»

– Джон, когда начался ваш роман с Россией?

– Роман начался в Петербурге в 2012 году. Куратор Марина Джигарханян увидела мои фотографии и пригласила меня участвовать в фотовыставке, проходящей в «Манеже». Я вышел из самолета и почувствовал себя дома. Это как любовь, которая неожиданно настигает тебя. Потом я посмотрел всю страну, объехал множество городов. Побывал и в тех местах, о существовании которых вы, возможно, не знаете. Например, пустыня Чара. Это настоящая пустыня, как Сахара, находится под Читой. Эта часть России интересна и по-своему уникальна, потому что там были декабристы. Мой следующий фотоальбом будет посвящен пустыням всего мира.


– Ваш метод работы с актерами различается в зависимости от того, в какой стране вы ставите, в Европе, США или в России?

– И да, и нет. Существует три базовых метода, от которых следует отталкиваться: Станиславский, Гротовский и комедия дель арте. У каждой из этих систем свой словарь. Проблема сегодняшнего европейского театра в том, что тренировки уже не воспринимаются так же серьезно, как было раньше. Но я считаю, что актер обязательно должен тренироваться. Я два года был протеже великого режиссера Эдуардо де Филиппо. Актеры, которые работали с ним, могли делать все, что угодно, потому что они были натренированы.


– Что важное о театральном искусстве вы узнали за годы работы с мэтром мирового театра?

– Он научил меня чувству времени на сцене. Как ты произносишь реплику, как передаешь эмоции, все это о чувстве времени. Другая вещь, которой я у него научился: актерство – это притворство. Надо быть проще. То же самое мне говорил английский актер Лоренс Оливье, с которым я познакомился на съемках фильма «Маленький роман» Джорджа Роя Хилла.


– Известный режиссер Джордж Рой Хилл наверняка делился с вами секретами голливудского кинематографа...

– Обожаю этого режиссера. Он рискнул и взял меня в Голливуд из Парижа. У него были проблемы с ногой, и он отказывался платить водителю, несмотря на свои богатства, а я был «младшеньким парнем», который отвозил его со съемок до дома. Лос-Анджелес – огромный город, нам приходилось ехать более часа. Он отвечал на все мои вопросы. Каждый день, проведенный с этим человеком, – мастер-класс. Он научил меня рассказывать одну и ту же историю по-разному с помощью монтажа. Но именно Джордж Рой Хилл сказал мне: «Если хочешь быть режиссером, тебе сначала надо идти работать в театр, потому что там нет монтажа».


– Вы родились и выросли в Риме, двадцать лет жили в Париже, работали в Голливуде, ставили спектакли по всему миру...

– Когда я работаю – в России, Занзибаре, неважно где, – моя система работы одинакова. Единственное, что отличается – то, что я ем и пью, а это для меня очень важно. Я не смог жить в США, потому что мне некомфортно в той атмосфере. Я прежде всего итальянец. В Италии можно быть более экспрессивным, как и в России. Сейчас я живу на Сицилии, в Палермо. А Сицилия – другой мир. Это такой остров, который всегда находился под давлением разных стран, и тамошние жители создавали свою самобытность через смешение культур.


– Вам никогда не хотелось поставить русскую классику?

– Хотел бы, но никогда не буду этого делать в России. В вашей стране я научился лучше понимать персонажей Чехова и Островского и теперь могу сделать спектакль в Италии. Когда три года назад мой французский агент предложил мне работу в Петербурге, мне так этого хотелось, что я сказал: соглашусь режиссировать даже телефонную книгу!


– Чем может быть интересна современной российской молодежи американская пьеса «Истинный Запад»?

– Спектакль реалистичный, точнее, натуралистичный. А в русском театральном мире все крутится вокруг символизма. После советского периода, когда в искусстве преобладал социалистический реализм, театр увлекся сценической условностью. Натурализм перестал казаться интересным. Когда я решился ставить «Истинный Запад», я поговорил с пятнадцатью художниками, и никто не смог прийти с реалистичным планом сцены. К счастью, я встретил Эльдара Кархалева, который из семьи художников-декораторов, ему тоже не нравится повсеместное увлечение условностью в театре.

Эта пьеса – история о двух братьях. Один – хороший парень, второй – плохой. И один хочет быть похожим на другого. На протяжении пьесы эти двое меняются местами. Российских зрителей пьеса должна заинтересовать, ведь здесь темы прошлого и семьи очень важны.


– Как думаете, вы смогли чему-то научить петербургских студентов?

– Их ничему учить не нужно, они все умеют. Но я использую технику, которая отличается от той, к которой они привыкли. Я пытаюсь дать им опыт другого образа работы: как подготавливаться к роли, создавать персонаж, обговариваю некоторые технические моменты. Я очень рад, что эти молодые актеры (некоторые из них планируют связать свою жизнь с режиссурой) прислушиваются ко мне. Двое режиссеров признались, что используют мою технику в своей работе. Значит, я выполнил свою миссию. В спектакле молодые артисты изображают американцев, о которых раньше имели представление только из фильмов или сериалов. Тем не менее надо понимать, что все американские техники уходят корнями в русский театр.


– Помимо спектакля с начинающими петербургскими артистами в майские дни у вас был и другой повод посетить Петербург: в галерее Art of Foto открылась ваша выставка.

– Да, причем представлены фотоснимки, которые я сделал в 12 – 13 лет. Мы тогда жили в Риме, и я снимал этот прекрасный город на первую подаренную мне камеру. Москвичи и петербуржцы по-особому относятся к Риму. Наши культуры разные, но в то же время похожи. Я хочу, чтобы возник диалог.

В галерее Art of Foto занимаются только аналоговой фотографией – никакой цифровой. У них есть своя лаборатория и мастерская. Впервые за пятнадцать лет я позволил кому-то другому печатать мои работы. До этого момента я доверял только Симоне Буджонове из Рима. На выставке есть и пять работ 1989 года, которые напечатал один из лучших мастеров ХХ века Чак Келтон из Нью-Йорка. Я счастлив, что есть люди, которые развивают и поддерживают искусство аналоговой фотографии. Оно не имеет ничего общего с цифровыми картинками, которые можно моделировать на компьютере. Разница между аналоговой и цифровой фотографией – как между шелкографией и оттиском.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 096 (5713) от 01.06.2016.

Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...

Гений места движет фестиваль
25 Мая 2017

Гений места движет фестиваль

XXV, международный фестиваль «Дворцы Санкт-Петербурга» откроется 31 мая в Эрмитажном театре концертным исполнением оперы «Сельская честь» Масканьи.

Великая Победа глазами потомков
19 Мая 2017

Великая Победа глазами потомков

В нарядном недавно отреставрированном Доме журналиста на Невском вчера было непривычно, по-школьному, шумно...

Вся ночь впереди
19 Мая 2017

Вся ночь впереди

Завтра в 10-й раз в Петербург придет «Ночь музеев» - одно из главных культурных событий года.

Гранатовый браслет из Гатчины
02 Мая 2017

Гранатовый браслет из Гатчины

В Гатчине подвели итоги XXIII кинофестиваля «Литература и кино».

Кармен-сюита
25 Апреля 2017

Кармен-сюита

Удивительное дело: ни в одной другой экранизации не было так очевидно, что эти двое совершенно не созданы друг для друга...

Уважение рождается в борьбе
09 Марта 2017

Уважение рождается в борьбе

Благодаря музею Исаакий стал гражданской святыней, обрел значение, которое выдвинуло его в первый ряд памятников Петербурга. Музеи всегда оказываются на передовой линии борьбы за цивилизацию. Они подч...

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит
02 Февраля 2017

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит

Я написал письмо Патриарху Кириллу. Пресс-секретарь Святейшего сообщил, что Патриарх готов встречаться и обсуждать эти вопросы.

Как сэкономить на культуре
15 Декабря 2015

Как сэкономить на культуре

Посещение музеев, особенно всей семьей, обычно влетает в копеечку и для многих становится роскошью. Сегодня мы расскажем о том, как можно сэкономить, напомним о бесплатных днях и льготах.