Уроки Товстоногова продолжаются: 28 сентября исполняется 110 лет со дня рождения великого театрального режиссера

Уроки Товстоногова продолжаются: 28 сентября исполняется 110 лет со дня рождения великого театрального режиссера | ФОТО Максима Блохина/ТАСС

ФОТО Максима Блохина/ТАСС

Как будто совсем недавно в БДТ шли спектакли, им поставленные, и у зрителей была возможность видеть на сцене великих актеров, да и самого мастера, сидевшего в ложе слева от сцены. Но прошло уже не одно десятилетие, и с удивлением соображаешь, что режиссер умер, не дожив даже до 75… А казался старшим, главным, почтенным. И был непререкаемым авторитетом не только для режиссеров.

Чиновник, вызвавший его на ковер, обещал золотые горы: «Я сделаю вас лучшим дирижером города!». Оговорка была, что называется, по Фрейду. Товстоногов стал первым и даже, в широком смысле, дирижером тоже. Его постановки выстраивались как симфонии, а труппа работала как первоклассный оркестр блестящих солистов.

В книге, посвященной великим спектаклям XX века, среди сотни постановок мира названы только две работы Товстоногова — «Мещане» и «История лошади». Для ленинградских и петербургских зрителей спектаклей-событий было гораздо больше. Имя режиссера прозвучало сперва не в театре на Фонтанке, был питерский Ленком, была «Оптимистическая трагедия» в Театре драмы им. А. С. Пушкина. В 1955 году постановка обозначила конец сталинской эпохи. На сцене появились живые люди, свою лучшую роль сыграла Ольга Лебзак, но в любимцы публики вышли отнюдь не положительные герои — анархист Алексей в исполнении Игоря Горбачева и мощный антагонист Комиссара Вожак, которого играл Юрий Толубеев.

А в БДТ с приходом режиссера началась новая жизнь. Один за другим появлялись спектакли, приводившие публику в восторг, а начальство в смятение. «Лиса и виноград», «Идиот», «Пять вечеров», «Варвары», «Моя старшая сестра», «Горе от ума»… Это был период бури и натиска. В театральной жизни города произошла настоящая революция. Театр говорил о главных явлениях жизни, слышал пульс перемен. На сцену выходили новые герои: князь Мышкин, Эзоп, Чацкий, а рядом с ними персонажи пьес Александра Володина, прототипы которых были всем хорошо знакомы. Менялся художественный язык театра, о высоких материях говорилось просто, без пафоса и, как мечтал режиссер, «с волшебством». При Товстоногове изменился и зрительный зал, в него пошли люди, прежде к театру равнодушные. БДТ стал важной точкой на карте города. Имя Товстоногова уже не нуждалось в комментариях. До сих пор в питерских семьях хранятся программки тех лет. Их берегут, словно письма друзей. Как близких людей воспринимали и актеров, без малейшего панибратства называя за глаза Стржельчика Стрижом, Луспекаева — Пашей, Басилашвили — Басиком, а главного режиссера — Гогой.

Считается, что век театра — десять лет. После творческий азарт иссякает, острота открытий возникает все реже, верх берет сила инерции. Золотой век БДТ длился гораздо дольше. Создатель и режиссер одной из лучших трупп мира три десятилетия держал театр в состоянии творческой молодости. И доныне его с благодарностью вспоминают и зрители, и коллеги. Для тех, кто видел его спектакли, восхищался актерским ансамблем, им собранным, знает его линию жизни, уроки Товстоногова продолжаются.

Ко дню рождения мастера в БДТ готовят художественную выставку. В рамках проекта «Век просвещения» заместитель художественного руководителя театра Ирина Шимбаревич проведет программу «Георгий Товстоногов», на которую билеты всегда проданы. В некрополе Александро-Невской лавры великого предшественника помянут молодые режиссеры. Хочется верить, что уроки Товстоногова пойдут им на пользу.

Читайте также: 

В ТЮЗе им. А. А. Брянцева состоялась премьера спектакля «Ангелы над городом»

На сцене Александринского театра состоялась премьера новой версии спектакля «Красная Жизель» Театра балета Бориса Эйфмана



#театр #режиссер #память

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 179 (8001) от 26.09.2025 под заголовком «Уроки Товстоногова продолжаются».


Комментарии