Университеты Орешникова

Выставка произведений Виктора Орешникова открылась в музейно-выставочном центре «Петербургский художник» (наб. р. Мойки, 100). Она построена как диалог малоизвестных и хрестоматийных картин, законченных произведений и «кухни» художника – многочисленных эскизов, вещей ранних и поздних. Они предоставлены сыном художника Александром Орешниковым, Академией художеств и СПбГУ.

Университеты Орешникова | Этюд к картине «Выступление С. Кирова на XVII съезде ВКП(б)».

Этюд к картине «Выступление С. Кирова на XVII съезде ВКП(б)».

Орешников родился в 1904 году в Перми, там окончил реальное училище и частную художественную школу. В 1924 году поступил во ВХУТЕИН – Высший художественно-технический институт, это был революционный преемник Академии художеств, где в те годы бурно завершался русский авангард. Биографы Орешникова полагают, что даже мастерская неоклассика Петрова-Водкина была для него некомфортна. Ему были ближе классики, в Эрмитаже он проходил свои настоящие университеты.

В 1930 году Орешников начинает преподавать в альма-матер, которая вскоре становится Институтом им. Репина и возвращается к традициям, созвучным стилю молодого аспиранта. В послевоенные годы художник, продолжая активно творить, 25 лет занимал должность ректора вуза, срок необычно долгий даже по тем стабильным временам. В собрании Русского музея находятся несколько произведений художника, самое известное из них – портрет балерины Аллы Шелест.

На вернисаже выпускники тех лет говорили, что такое долголетие объясняется умением ректора найти контакт со всеми – от маститого академика до абитуриента из костромской глубинки Валерия Леденева, теперь известного петербурского художника.

Главное событие выставки – публичный показ картины «В. И. Ленин на экзамене в Петербургском университете» и шести замечательных «экспрессионистских» эскизов к ней. Универсанты со стажем, конечно, помнят эту картину, висевшую в южном торце большого коридора здания Двенадцати коллегий. Когда-то ее просила в свое собрание Третьяковская галерея, вуз не отдал, сейчас она хранится на юридическом факульете СПбГУ на 22-й линии и доступна только его студентам и преподавателям.

Из неопубликованного выделим две ранние картины пермского периода – «Портрет ребенка» и «Пермский дворик», а также произведения, созданные во время войны в эвакуации в Средней Азии: «Узбекские поля зимой» и «Военный эшелон».

Из более известного назовем портрет профессора Михаила Керзина из собрания Музея Академии художеств. Потомственный петербургский интеллигент прожил почти столетие, на себе испытал все бури ХХ века и не согнулся. Руководил знаменитой витебской школой искусств сразу после Шагала, партизанил в годы войны в Белоруссии, в конце 1940-х годов был обвинен в космополитизме, изгнан из Минска и в разгар Ленинградского дела нашел приют в родном репинском институте.

Наша газета спросила скульптора Альберта Чаркина, что первое приходит ему в голову при произнесении фамилии «Орешников». Ответ был таким: «Умение в правде жизни увидеть прекрасное. Это задача реалиста, он этим жил и не мог, именно не мог иначе. Орешникова отличали строгий рисунок, композиция, цветовая гармония, он воспринял лучшие достижения европейской живописи».



Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 030 (5403) от 20.02.2015.


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 Августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 Августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 Августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 Июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 Июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 Июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 Июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 Июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 Июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 Июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 Июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?