Университеты Орешникова

Выставка произведений Виктора Орешникова открылась в музейно-выставочном центре «Петербургский художник» (наб. р. Мойки, 100). Она построена как диалог малоизвестных и хрестоматийных картин, законченных произведений и «кухни» художника – многочисленных эскизов, вещей ранних и поздних. Они предоставлены сыном художника Александром Орешниковым, Академией художеств и СПбГУ.

Университеты Орешникова | Этюд к картине «Выступление С. Кирова на XVII съезде ВКП(б)».

Этюд к картине «Выступление С. Кирова на XVII съезде ВКП(б)».

Орешников родился в 1904 году в Перми, там окончил реальное училище и частную художественную школу. В 1924 году поступил во ВХУТЕИН – Высший художественно-технический институт, это был революционный преемник Академии художеств, где в те годы бурно завершался русский авангард. Биографы Орешникова полагают, что даже мастерская неоклассика Петрова-Водкина была для него некомфортна. Ему были ближе классики, в Эрмитаже он проходил свои настоящие университеты.

В 1930 году Орешников начинает преподавать в альма-матер, которая вскоре становится Институтом им. Репина и возвращается к традициям, созвучным стилю молодого аспиранта. В послевоенные годы художник, продолжая активно творить, 25 лет занимал должность ректора вуза, срок необычно долгий даже по тем стабильным временам. В собрании Русского музея находятся несколько произведений художника, самое известное из них – портрет балерины Аллы Шелест.

На вернисаже выпускники тех лет говорили, что такое долголетие объясняется умением ректора найти контакт со всеми – от маститого академика до абитуриента из костромской глубинки Валерия Леденева, теперь известного петербурского художника.

Главное событие выставки – публичный показ картины «В. И. Ленин на экзамене в Петербургском университете» и шести замечательных «экспрессионистских» эскизов к ней. Универсанты со стажем, конечно, помнят эту картину, висевшую в южном торце большого коридора здания Двенадцати коллегий. Когда-то ее просила в свое собрание Третьяковская галерея, вуз не отдал, сейчас она хранится на юридическом факульете СПбГУ на 22-й линии и доступна только его студентам и преподавателям.

Из неопубликованного выделим две ранние картины пермского периода – «Портрет ребенка» и «Пермский дворик», а также произведения, созданные во время войны в эвакуации в Средней Азии: «Узбекские поля зимой» и «Военный эшелон».

Из более известного назовем портрет профессора Михаила Керзина из собрания Музея Академии художеств. Потомственный петербургский интеллигент прожил почти столетие, на себе испытал все бури ХХ века и не согнулся. Руководил знаменитой витебской школой искусств сразу после Шагала, партизанил в годы войны в Белоруссии, в конце 1940-х годов был обвинен в космополитизме, изгнан из Минска и в разгар Ленинградского дела нашел приют в родном репинском институте.

Наша газета спросила скульптора Альберта Чаркина, что первое приходит ему в голову при произнесении фамилии «Орешников». Ответ был таким: «Умение в правде жизни увидеть прекрасное. Это задача реалиста, он этим жил и не мог, именно не мог иначе. Орешникова отличали строгий рисунок, композиция, цветовая гармония, он воспринял лучшие достижения европейской живописи».



Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 030 (5403) от 20.02.2015.

Комментарии

Самое читаемое

#
#
Михаил Пиотровский рассказал о «дороге жизни» для культуры
16 Мая 2018

Михаил Пиотровский рассказал о «дороге жизни» для культуры

Директор Эрмитажа - о выставке Ильи и Эмилии Кабаковых, текущих проектах музея и о преодолении мировых проблем с помощью культуры.

 Пространство держат музеи и церковь
02 Августа 2017

Пространство держат музеи и церковь

Один из лозунгов мирового музейного сообщества — сохранность и доступность наследия. Это касается всех. Памятники культуры должны быть доступны.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Искусство под дождем
30 Июня 2017

Искусство под дождем

Утеплиться, взять с собой зонтик, дождевик, плед, раскладной стульчик, что-нибудь согревающее в термосе. И вперед: туда, «где море огней».

Кармен-сюита
25 Апреля 2017

Кармен-сюита

Удивительное дело: ни в одной другой экранизации не было так очевидно, что эти двое совершенно не созданы друг для друга...

Уважение рождается в борьбе
09 Марта 2017

Уважение рождается в борьбе

Благодаря музею Исаакий стал гражданской святыней, обрел значение, которое выдвинуло его в первый ряд памятников Петербурга. Музеи всегда оказываются на передовой линии борьбы за цивилизацию. Они подч...

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит
02 Февраля 2017

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит

Я написал письмо Патриарху Кириллу. Пресс-секретарь Святейшего сообщил, что Патриарх готов встречаться и обсуждать эти вопросы.

  Есть вещи, над которыми не шутят
04 Февраля 2015

Есть вещи, над которыми не шутят

Главное наблюдение последних месяцев – общая девальвация. В частности, девальвация вкуса. Ее символ – фигура Гулливера на Большой Морской.