2Vtzqv4Hz9U

«Умный голос» Сергея Новожилова

Голос народного артиста России Сергея Новожилова знаком петербуржцам, ведь долгие годы он вел церемонии на Пискаревском мемориальном кладбище, вот уже более десяти лет - на Серафимовском. А сколько раз мы слышали его на празднике фонтанов в Петергофе! Без голоса Новожилова не обходятся торжества в Курортном районе, с которым чтеца связывает крепкая дружба. В самом конце ушедшего года артисту «Петербург-концерта» исполнилось 80 лет. 20 января юбилей будет отмечаться в КЗ «У Финляндского».

«Умный голос» Сергея Новожилова | ФОТО Сергея БЕРТОВА/ИНТЕРПРЕСС

ФОТО Сергея БЕРТОВА/ИНТЕРПРЕСС

- Именно в этом зале в 1965 году состоялся мой дебют в Ленинграде, - рассказал Сергей Анатольевич НОВОЖИЛОВ журналисту Елене ПЕТРОВОЙ. - А приехал я из Харькова, где к тому времени был уже известным мастером разговорного жанра. На юбилейном вечере буду читать любимые стихи, выступят и мои друзья, представители замечательной ленинградской эстрады: ВИА «Поющие гитары», Марина Капуро, театр «Стэп-шоу» Нины Винниченко... С «Поющими гитарами» я работал в концертах четыре года, в БКЗ «Октябрьский» выступал с момента открытия зала с самыми разными исполнителями. Никогда не забуду Эдуарда Хиля, Марию Пахоменко.

- Знаю, что вы дружили и с москвичами, к примеру, с Людмилой Зыкиной, были участником торжественных концертов в Кремлевском дворце съездов, когда в зале сидел Леонид Брежнев. Чтецы тогда были в почете. А как вы сами поняли, что ваше призвание - разговорный жанр?

- История давняя. Она началась в детстве, во время войны, когда я читал стихи перед ранеными в госпиталях, перед солдатами 51-й армии - я ведь был сыном полка. А на фронт меня, семилетнего, увез отец, который служил в концертной бригаде.

Мое осознание призвания началось с Пушкина. В 1955 году студентом Харьковского машиностроительного техникума я услышал в филармонии великого чтеца Дмитрия Николаевича Журавлева. Он читал Пушкина, особое впечатление на меня произвели «Осень» и «Египетские ночи». Я понял, что только этим и хочу заниматься.

В нашем доме культуры «Металлист» была сильная самодеятельность, в которой я непременно участвовал, даже стал лауреатом всесоюзного конкурса!

Через много лет, уже в 1987 году, Дмитрий Николаевич - а ему было 86 лет - как режиссер сделал со мной программу по произведениям поэта.

- Можно говорить о передаче традиций отечественной школы художественного чтения? Этот жанр был очень востребован, огромной популярностью пользовались вечера поэзии. Кстати, вы ведь были знакомы с самыми известными поэтами - Евтушенко, Вознесенским, Боковым...

- Когда я уже учился в Харьковском театральном институте, мне попались стихи Евтушенко, я их стал читать на студенческих вечерах. Летом 1960 года я поехал к папе в Москву, он был известным цирковым иллюзионистом и готовил там программу. Я узнал, что Евтушенко выступает в Бауманском саду, и попал на концерт. Потом через папиных знакомых раздобыл телефон. Позвонил, представился, Евгений спросил: «А что вы хотите?» - «Я хочу стихов» - «Ну приезжайте». Так я оказался в его коммуналке в доме на Четвертой Мещанской. Мы долго проговорили, и на прощание Евгений подарил мне книгу стихов с надписью: «Сереже Новожилову на долгую и прекрасную дорогу в искусстве».

А в ноябре Евтушенко при моем содействии был приглашен в Харьков. И начались наши совместные выступления.

Через короткое время я получил телеграмму... от Андрея Вознесенского, с которым не был знаком! В телеграмме стояло: «Завтра в Театре эстрады ты читаешь моих «Мастеров». Дорогу оплачу. Целую. Вознесенский». Так состоялся мой дебют в Москве. А вечер Вознесенского вел поэт Виктор Боков, с которым мы сдружились. Через год я уже участвовал в его вечере в Театре эстрады. Литературные вечера в то время проходили при аншлагах.

- Удивительно, насколько поэзия была востребована! Так продолжалось долгие годы, а когда стало уходить?

- Пожалуй, в перестройку. В большой степени виновато телевидение, а потом и Интернет, их развращающее влияние. С телевидения пропали литературные передачи, а ведь они были настолько популярны, что я читал в прямом эфире даже 35-минутный рассказ Платонова!

Сейчас в Петербурге мои чтецкие вечера бывают очень редко, и то - обязательно с музыкальным сопровождением. А раньше на ура проходили поэтические вечера, к примеру, в Музее Достоевского. Самое печальное, что закончились гастроли по стране: ну какой сбор поэзия может дать по сравнению с поп-звездами!?

- В советское время, как вы уже рассказали, в концертах участвовали исполнители разных жанров, в том числе - чтецы. Знаю, что вы не только объездили весь Советский Союз, но бывали и на заграничных гастролях.

- Выступал во многих странах, читал Пушкина в Париже, Маяковского в Шанхае, в Польше благодаря знанию языка читал польских поэтов, вел гала-концерты мастеров искусств Ленинграда и получил Кавалерский крест за заслуги перед Республикой Польша.

Мастера художественного слова выступали не только на эстраде. В Кировском театре, как тогда назывался Мариинский, в течение девяти сезонов я исполнял роль Чтеца в балете-симфонии Андрея Петрова «Пушкин». На поклоны меня выводила великая балерина Ирина Колпакова.

- Ваша жизнь полна удивительных встреч. Но и встречи с вами, думаю, были запоминающимися, ведь для каждого из современных поэтов вы умели найти особую интонацию.

- Александр Межиров учил меня соблюдать музыкальность и строгий размер стиха, заложенный автором. А Вознесенский о моем чтении его стихов отозвался так: «Поразительно! Как будто ты сам их написал». Я всегда исполнял только те произведения, под которыми мог бы подписаться сам. Возможно, поэтому меня отмечали за «умный голос», за то, что в исполнении чувствуется «полет и звон». Сколько всего стихов знаю? Никогда не считал, но удивляюсь, как они до сих пор всплывают в памяти! Даже те, которые не читал долгие десятилетия.

#Сергей Новожилов #80 лет #поэзия

Комментарии