Умереть ради Брехта

24, 25 и 26 февраля на исторической сцене Александринского театра - премьера. Спектакль по пьесе Бертольта Брехта «Мамаша Кураж» поставил греческий режиссер Теодорос Терзопулос. Накануне премьеры он встретился с журналистами и рассказал о своем видении пьесы, о работе в «Берлинер ансамбль» в годы юности, о личности Брехта, а также о войнах громких и бесшумных, которые не менее ужасны.

Умереть ради Брехта | Иллюстрация Elnur/shutterstock.com

Иллюстрация Elnur/shutterstock.com

«Мамаша Кураж и ее дети» - третья работа мастера мировой режиссуры в Александринском театре. Премьера спектакля «Эдип-царь» по Софоклу открыла в 2006 году I международный театральный фестиваль «Александринский». В репертуаре Новой сцены Александринского театра - спектакль «Конец игры» по одноименной пьесе Беккета. Обращение к Брехту для Терзопулоса не случайно. В начале 1970-х годов он пять лет стажировался в основанном Брехтом театре «Берлинер ансамбль», где в числе его учителей был крупнейший немецкий драматург, режиссер, последователь Брехта - Хайнер Мюллер.

Теодорос Терзопулос вспомнил, как он оказался в Германии в 1971 году:

- В 1967 году в Греции произошел военный переворот, к власти пришла хунта «черных полковников». Я перешел границу с поддельным паспортом, полгода скитался по Европе. Когда ожидал в Швеции визы, меня познакомили с Ингмаром Бергманом, и я какое-то время был его ассистентом. Получив наконец визу, смог уехать в Восточную Германию, где жил мой брат: он преподавал в Университете имени Карла Маркса в Лейпциге. Я не верил, что режим хунты в Греции когда-нибудь закончится, и начал строить свою жизнь в Германии: выучил немецкий язык, очень много читал Брехта. Я шел в его театр «Берлинер ансамбль», как в храм - с трепетом. Первым спектаклем, который я там увидел, была «Мамаша Кураж». Мне повезло увидеть в главной роли жену Брехта Елену Вайгель. Я попросился играть в одном из спектаклей Брехта, и мне дали роль солдата, которого по ходу действия сбрасывают со стены высотой 15 метров. Мне говорили: «Ты убьешься!», а я отвечал: «Ради Брехта я готов умереть!».

Пьесу «Мамаша Кураж и ее дети», написанную Брехтом накануне Второй мировой войны, режиссер ставит не впервые, его спектакль по ней шел в Государственном театре Северной Греции (1983). Новое обращение к пьесе состоялось тридцать пять лет спустя.

По словам режиссера, Брехт актуален всегда, но особенно - в трудные эпохи. Именно поэтому так много постановок его пьес по всему миру. Однако многие режиссеры, считает Терзопулос, прочитывают их слишком поверхностно.

- Режиссеры часто считывают только верхний слой - политическую составляющую, протест против войн, пацифизм, коммунистические взгляды. В вашей стране постановки часто были сентиментальными, патриотическими. В Латинской Америке Брехт вообще стал символом угнетенных. Его превратили в массового, народного автора. В определенной мере это неплохо, пусть люди узнают о нем и его творчестве хотя бы так. Но многие вопросы, поставленные Брехтом, и ответы, которые он дает, исчезают при такой трактовке. Исчезает его одержимость смертью, его метафизика. Я хочу открыть Брехта с новой стороны.

Режиссер рассказал, что 35 лет назад он перенес действие «Мамаши Кураж» из эпохи Тридцатилетней войны в XX век, выбрав канун Второй мировой.

Нынешний спектакль он замыслил как антиутопию, действие которой происходит в будущем, «еще более страшном, чем наше время». И солдаты в спектакле не напоминают солдат ни Первой мировой войны, ни Второй.

- Это солдаты из будущего, люди, которые, как писал Брехт в своей поэме, окажутся на ледяном ветру в городах, где не осталось ничего человеческого, - говорит режиссер. - Мир изменился, изменилась и война. Причиной войн и изменения границ часто является какой-нибудь нефтепровод или наркотрафик. Сегодня есть громкие войны, которые мы слышим, как в Сирии. И есть бесшумные, на них не проливается кровь, но жертв - много. В какой-то мере мы все жертвы этой жуткой войны, которая несет обнищание одним странам и обогащение другим, обесчеловечивание, поклонение деньгам.

Режиссер сам придумал сценографию и декорации спектакля. На заднике сцены на протяжении почти всего спектакля будет рельеф с сотней фигур.

- Это непогребенные мертвецы, которые следят и за тем, что происходит на сцене, и за зрителями, - говорит Теодорос Терзопулос. - Декорации представляют собой огромный станок, над которым висят семь гильотин. Они сыграют свою роль в спектакле. Это достаточно жесткие образы. Но, поверьте, в спектакле будет также много юмора и сарказма.

Роль мамаши Кураж в спектакле Терзопулоса играет Елена Немзер.

- Для меня она, как Клитемнестра, - говорит Терзопулос. - Мамаша Кураж попала в ловушку денег, ее обуревает алчность, жажда наживы, и она не замечает, что теряет своих детей. Она утратила человеческие чувства. В нашем спектакле Рассказчик (его играет Николай Мартон) прикладывает руки к ее голове, чтобы помочь ей закричать, заплакать - она забыла, что такое слезы.

Бертольт Брехт тоже был, по мнению Терзопулоса, трагической фигурой, «проклятым поэтом», «панком своей эпохи».

- Он жил в бешеном темпе, на грани риска, постоянно заигрывал со смертью. Много лет он прожил в доме, который стоял прямо у кладбища, и пил кофе, смотря на могилы. Смерть - это большая и очень важная глава в его творчестве, - вспоминает Терзопулос.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 031 (5893) от 20.02.2017.


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили  в Румынии – это дешевле»
22 Января 2019

Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили в Румынии – это дешевле»

Народная артистка России празднует сегодня юбилей – 80 лет. Наш автор пообщался с актрисой.

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова
10 Января 2019

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова

Его учеников-актеров было так много, что из них в Ленинграде с нуля был создан новый театр – Молодежный, который жив и сегодня.

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург
19 Декабря 2018

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург

Глава Эрмитажа – о прошедшем Дне музея и о том, что можно делать на Дворцовой площади.

«Иллюстратор» на фоне истории
13 Декабря 2018

«Иллюстратор» на фоне истории

Книга известного петербургского кинематографиста Дмитрия Долинина построена на воспоминаниях художника-иллюстратора Петра Воскресенского. Разберем ее составляющие.

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге
08 Октября 2018

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге

Фильм, снятый лидером Всероссийского мотоклуба «Ночные волки», представили в День рождения президента России.

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Александр Петров, родившийся заново
01 Февраля 2018

Александр Петров, родившийся заново

Саша Петров поставил исповедальное поэтически-музыкальное шоу «#Зановородиться» по собственным стихам и издал книгу, которая вышла в январе.

Топ-100 от РОСФОТО
17 Июля 2017

Топ-100 от РОСФОТО

Свое 15-летие музейно-выставочный центр РОСФОТО отмечает выставкой ста лучших фотографий из собственной коллекции.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Юность покоряет олимп в Петербурге
20 Июня 2017

Юность покоряет олимп в Петербурге

На XXII международном фестивале «Музыкальный олимп» выступили лауреаты самых престижных конкурсов последних лет из семнадцати стран, среди которых значились не только США и Германия, но также Египет, ...

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...