Улыбка Петровича
«Упражнения в оптимизме» - так называется открывшаяся в центре фотожурналистики «Петербургская фотолетопись» на Невском пр., 88, выставка Игоря Потемкина. Один из самых известных и ярких питерских фотожурналистов неожиданно ушел из жизни 1 июля прошлого года. Произошло это в монастыре Нило-Столобенская пустынь, куда Потемкин с коллегами выехал в творческую командировку. Там же, на монастырском кладбище, он и был похоронен.

ФОТО Валентина БАРАНОВСКОГО/ИНТЕРПРЕСС
За свою 77-летнюю жизнь Петрович - а только так и звали его близкие друзья - успел побывать и военным фотокорреспондентом, и поработать в нескольких газетах, в том числе «Ленинградской правде», предшественнице «Санкт-Петербургских ведомостей». И любой, хоть ненадолго соприкоснувшийся с ним, забыть его уже не может. Фантазер, весельчак, парадоксальный философ. И - неиссякаемый оптимист. Отсюда столь, казалось бы, неожиданное название посмертной выставки, организованной его друзьями.
На открытии вспомнили, конечно, знаменитую парадную лестницу Михайловского замка, теперь ставшую Потемкинской - именно в честь Петровича, который 5 мая 1991 года собрал здесь всех собратьев по цеху. Тот коллективный снимок - портрет нескольких поколений питерских фотографов. Потом, в ныне уже отмененный День советской печати, они будут здесь собираться каждый год. Многих из стоявших тогда на «первой лестнице» уже нет в живых. Другие, постаревшие, но до сих пор не расставшиеся с фотокамерой, пришли сюда в день открытия выставки почтить память коллеги и друга.
Наследие Игоря Потемкина (он на снимке) - тысячи фотографий. Над каждой Петрович работал с любовью - ставил кадр, искал нужный свет, а потом еще долго колдовал в лаборатории (а в последние годы - у компьютера). На выставке - лишь несколько десятков работ. Портреты знаменитостей, городские пейзажи, жанровые зарисовки, в каждой из которых будто светится добрая улыбка автора.
И самый последний снимок, запечатленный его камерой: пронзительные, тревожно клубящиеся облака, а под ними - маленький куполок церкви. Туда, в бесконечную синь, унеслась его душа. Но поверить в это до сих пор невозможно.
Выставка работает до 4 февраля ежедневно с 14.00 до 20.00. Вход свободный.
Материалы рубрики
Прощайте, художник. Не стало Ильи Кабакова
В Смольном представлена фотовыставка «Мир Заполярья»
Самое читаемое



Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?
Комментарии