Укус белого пуделя
Прощальной выставкой параллельной программы «Манифеста 10» стал проект «Зримое отсутствие» израильской видеохудожницы Майи Зак, представленный в креативном пространстве «Тайга» (Дворцовая наб., 20).

Название выставки заведомо провокативно, поскольку главная тема видео и рисунков художницы _ память, попытка воссоздать прошлое. И в то же время Зак может исполнять в видео роль наблюдателя, который не вмешивается в ход текущих событий.
Прошлому посвящено 20-минутное видео «Экономика матери» (2007). Художница в строгой белой блузке, которая украшена ручной вышивкой по моде многолетней давности, исследует домашний интерьер. Возможно, именно в таком жила семья ее матери. Во всяком случае на стенах находятся портреты детей и взрослых (это рисунки Майи Зак). Камера следит, как героиня педантично зарисовывает интерьер, обводит маркером расположение мебели. Не упускает ничего, отмечает даже то место, где осталась горстка пепла от сигареты. Находит в шкафу обувь, в том числе балетки для классического танца, и также заносит их в свой блокнот. Попутно сравнивает увиденное с «каталогами», это большие конторские папки с архивными чертежами и рисунками.
Случайно включает радиоприемник, откуда доносятся речи бесноватого фюрера. Это напоминание художницы о холокосте.
Наконец, героиня добирается до кухни. Исследовав все миски и кастрюли, она решается приготовить пудинг из лапши по старому рецепту, найденному тут же.
Пудинг удался, камера показывает его сочный бок долго и крупно. И здесь ностальгическая тональность видео резко меняется. Зак долго с помощью транспортира и циркуля примеривается, как разрезать круглое изделие. Финальный кадр демонстрирует пять долей пудинга, но все разного размера. Это уже не про семью, а про большую экономику с ее далеко не всегда справедливым распределением общих богатств.
На выходе из темного видеозала тема памяти возвращается. Зритель видит несколько рисованных портретов матери, Зак показывает, как долго и тщательно она ищет образ, но он ускользает, оставаясь наброском.
17-минутное видео «Правило черного и белого» (2011) _ логическое продолжение «Экономики матери», это жесткая метафора современной жизни. Нам кажется, что мы можем сконструировать и внедрить совершенные правила жизни, построить правильный мир. Но это утопия.
Зак играет роль ученого-экспериментатора, который через окошко, возможно тайно, следит за поведением дрессировщика и двух больших белых пуделей. Сначала все идет идиллично: собаки по команде человека ходят на задних лапах, ловят мяч, по свистку прыгают с черного квадрата на белый и обратно. Исследователь удовлетворенно заносит данные в свои графики.
Внезапно и совершенно немотивированно дрессировщик делает собакам уколы, животные становятся агрессивными. Ученый в растерянности, поведение подопытного не предсказуемо. Все заканчивается печально. Когда исследователь входит в комнату, где шла дрессура, он обнаруживает дрессировщика и собак без признаков жизни.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 191 (5317) от 10.10.2014.
Самое читаемое



Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?
Комментарии