Пятилетие Музея фонтанного дела в Петергофе отметили «Великой мечтой»

В Петергофе открыли стендовую выставку «Великая мечта: идея, история, реальность» и отметили пятилетие Музея фонтанного дела.

Пятилетие Музея фонтанного дела в Петергофе отметили «Великой мечтой»  | ФОТО Игоря ЛЮБИМОВА

ФОТО Игоря ЛЮБИМОВА

— Создавая этот музей, мы хотели избежать постоянных вопросов посетителей: «А где вы прячете насосы?» — пошутил Сергей Бондарев, хранитель музейных предметов Большого дворца, который лично провел экскурсию для журналистов. Рассказать и, главное, показать, как работают петергофские фонтаны.

Музей разместился в Восточной галерее Большого дворца. Помещение — довольно узкое и длинное, на перфорированных вогнутых панелях — плазменные экраны. Ощущение такое, будто ты оказался в фонтанной трубе. По словам Бондарева, дизайнеры так и задумывали.

Достаточно прикоснуться к любому из экранов, чтобы на тебя обрушился поток информации о петергофском водоводе: чертежи, фотографии, пояснительные тексты — короткие, информативные и емкие. А рядом — реальные экспонаты, например, уморительный мопс, копия гоняющейся за четырьмя утками с громким лаем собачки со знаменитого фонтана «Фаворитка».

— Геополитические интересы требовали выхода к Балтийскому морю, — продолжает Сергей Бондарев. Когда это произошло, Петр Первый решил основать у моря парадную летнюю резиденцию. Царь, совершивший к тому времени несколько путешествий по Европе, мечтал построить второй Версаль. И чтобы обязательно были фонтаны, как у французского короля. Известно, что в токарне у него стоял макет Версальского парка. Поначалу планировали построить резиденцию в Стрельне. Но в 1720 году Петр нашел в Ропше подземные ключи. Сделали расчеты и поняли, что если воду направить вниз, она пойдет в Петергоф. Работы в Стрельне были остановлены, все архитекторы и скульпторы переехали сюда.

В рекордно короткие сроки, за девять месяцев, был проложен фонтанный водовод. 8 августа 1721 года по старому стилю Петр Первый лично запустил воду. Она дошла до Петергофа на следующее утро. И заработали фонтаны! Без единого насоса. Мечта Петра исполнилась, даже с лихвой. У него получилось лучше, чем у Людовика XIV. Кто бывал в Версале, знает, что там фонтаны работают по расписанию. Так было и при короле-Солнце. Выходил он на центральную аллею — включали стоящий там фонтан, шел дальше — воду отключали. А во время больших праздников, когда ненадолго включали все фонтаны, весь городок испытывал нехватку воды. В Петергофе же в высокий сезон, который длится с мая по октябрь, фонтанная система пропускает около 100 000 кубометров воды. Отработанная вода уходит в Финский залив.

Продуманная до мелочей и четко выстроенная под руководством русского инженера-гидравлика Василия Туволкова система водоподводящих сооружений — сама по себе уникальный памятник. На пути к Петергофу вода проходит 16 прудов, 9 каналов, 12 крупных ручьев и речек, 26 шлюзов и водопропускных сооружений. Поток регулируется хитрыми заслонами-клапанами. Длина всех каналов составляет около 40 километров, площадь прудов-водохранилищ — около 100 гектаров.

Об этом пути можно узнать сейчас в Верхнем саду Петергофа, где несколько месяцев прямо под открытым небом работает стендовая выставка «Великая мечта: идея, история, реальность». На стендах — фотографии, сделанные Олегом Трубским.

Система петергофского водовода практически не менялась с середины XIX века. Она сама по себе — памятник Петровской эпохи. По словам Елены Кальницкой, директора ГМЗ «Петергоф», выставка сделана не только для просвещения посетителей, но и для того, чтобы лишний раз напомнить властям о проблеме петергофского фонтанного водовода. Он не принадлежит ГМЗ «Петергоф». На территориях, по которым он проходит, строят коттеджи. Это создает угрозу для памятника. Как считает руководство музея, фонтанному водоводу нужно придать такой же статус, как озеру Байкал. Музей добился, чтобы под эгидой Министерства культуры было проведено обследование водовода, выполнена историко-культурная экспертиза. Это сделано. Но решение о том, будет ли передан фонтанный водовод в ведение ГМЗ «Петергоф», пока не принято.

#Петергоф #фонтаны #выставка #музей

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 162 (6261) от 04.09.2018 под заголовком «Укрощение воды».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?