Ухватить Серого за ухо

Иду пешком к деревне. Летний полдень звенит солнцем и стрекотней кузнечиков. Ноги путаются в разнотравье и полевых цветах. Воздух напоен ароматами и так чист, что слегка кружится голова. «Вам не кажется, что как раз в таких местах и «живет» вдохновение?» – спрашивает случайный попутчик. И помолчав добавляет: «Намоленные тут места: приедешь на день, и так не хочется уезжать...».

Ухватить Серого за ухо | ФОТО АВТОРА

ФОТО АВТОРА

Когда попадаешь в расположенное в 38 км от райцентра Рябово, первое впечатление – ничего особенного. Несколько домов. Деревянная церковь Иоанна Предтечи. Пруд и речушка. Дорога, бегущая с пригорка на пригорок. И только вникнув, понимаешь, почему деревня и ее окрестности оказываются так близки любой творческой натуре.

Ствол трехсотлетней липы, растущей возле дома Васнецовых, шероховат и морщинист. Ладонь ощущает тепло солнца, нагревшего кору. Поднимаю взгляд. Почти от самой земли мощное дерево разделяется, и одно из ответвлений, будучи не менее крепким и основательным, все же уступает другому по высоте. Бытует мнение, что липа символизирует художнический тандем братьев Васнецовых, Виктора и Аполлинария. И первый как будто прикрывает своей кроной младшего...

В доме-музее, в котором в свое время семья Васнецовых прожила больше 20 лет, создается впечатление, будто люди ненадолго из него вышли. Простая, без затей, мебель. Глиняная и деревянная посуда. Предметы сельского быта. Старинный самовар. Строгих форм ящичек с кистями и красками. И несколько подлинных картин, среди которых такие как «Пашня» и «Дуб в Демьяново». В пять окон, этот дом с мезонином стал по-настоящему родным для большой семьи Васнецовых, перебравшейся в Рябово из Лопьяла в 1850 году.

История рода Васнецовых на вятской земле хорошо известна с XVII века. Три поколения священников и учителей долгое время трудились на ее благо. Не стал исключением и отец будущих живописцев Михаил Васильевич: в 1844-м, после окончания Вятской духовной семинарии, он был рукоположен в священники Троицкой церкви села Лопьял Уржумского уезда. А через шесть лет он становится настоятелем Предтеченской церкви в Рябове, куда переезжает вместе с женой и двумя сыновьями. Со временем их становится шестеро.

Летом братья очень любили бывать в маленькой комнате, расположенной отдельно от других, в мезонине. Утром ее заливал яркий солнечный свет, и мальчишки называли помещение «наша детская резиденция». А сейчас здесь можно увидеть их портреты. Николая, ставшего педагогом-реформатором и автором словаря вятского говора. Петра, посвятившего себя агрономии. Аркадия, мастерившего мебель и сделавшего много для того, чтобы на Вятке появились электричество и водопровод. Александра, по крупицам сложившего сборник песен Северо-Восточной России. И, конечно, двух самых известных братьев, ставших знаменитыми художниками, – Виктора и Аполлинария.

Их появление в этой семье и месте, наверное, не случайно. Виктор, талант живописца у которого проявился в раннем детстве (впоследствии он стал мастером исторических и фольклорных сюжетов), признавался, что, уже будучи именитыми, они с младшим братом по приезде в родительский дом всегда соревновались в написании этюдов. А Аполлинарий, выбравший для себя жанр пейзажа, черпал вдохновение как раз в окрестностях Рябова. В видах на пашни и луга. Леса и избушки. И, конечно, на родительский дом. Дом с мезонином, крашенный в охру.

Осматриваюсь: дух захватывает! Потому что, куда ни кинь взгляд, пейзаж и вправду так и просится на холст. Сочные зеленые луга и овраги, поросшие деревьями. Перелески. Речка Рябовка. Дороги, вьющиеся поодаль... В сознании всплывают картины: наверное, где-то вот здесь, где я сейчас, сидел Аполлинарий Васнецов с мольбертом и тем самым ящичком для кистей и красок. И создавал, как и его брат, наполненный красотой и духовностью мир. Который по-прежнему притягивает сюда людей, живущих творчеством: приезжать в эти места на пленэр стало традицией.

Да и скучать здесь не придется: в Рябове запросто можно оказаться среди сказочных героев, отправившись по пешеходному маршруту «В лабиринте васнецовских сказок». Такое ощущение, что герои картин Виктора Васнецова (Царевна-лягушка, Серый Волк и другие) ожили и возвращают в детство. И даже солидные дяди, не расстававшиеся с мобильным телефоном и только-только говорившие что-то о фьючерсах и стоимости барреля нефти, расплываются в доброй улыбке и норовят ухватить Серого за ухо.

А вволю надышавшись рябовским воздухом и насладившись здешними пейзажами, обязательно надо посетить Кировский областной художественный музей им. Васнецовых. Именно братья в далеком 1909-м обратились к коллегам с предложением «устроить в Вятке галерею и дать для нее свои произведения». Сейчас в музее свыше 50 подлинников Виктора и Аполлинария Васнецовых. А еще картины Шишкина и Левитана. Тропинина и Репина. Сурикова и Айвазовского. Сарьяна и Кандинского.

Когда стоишь в этой галерее перед работами Виктора и Аполлинария Васнецовых, понимаешь: вдохновение, которое породило картины братьев, до сих пор живет в их родном Рябове.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 144 (5517) от 07.08.2015.


Комментарии