Удивительный вальс танцевал Летний сад. С большим успехом прошёл праздник «Сад фонтанов» Русского музея
Строчка из старой песни о нашем городе, взятая для заголовка, точно отражает атмосферу нового начинания музея, в котором органично соединились музыка фонтанов и оркестров, музы истории и архитектуры.
ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА
Вход в Летний сад был открыт за час до начала праздника, но очередь желающих попасть в главный сад России выстроилась еще раньше. «Сад фонтанов» начался с шоу барабанщиков Drum Time у Порфировой вазы. Причем в интерактивном режиме: восьмилетний Артем впервые в жизни сыграл на большом барабане. Позже один из музыкантов ансамбля сообщил, что за время выступления он сделал палочками около тысячи ударов.
Разговариваю с первыми гостями праздника. Александр с дочкой Анной, которая учится в третьем классе, специально приехали на утреннем «Сапсане» из Москвы, чтобы посетить «Сад фонтанов». Для петербургской пенсионерки Валентины любое посещение Летнего сада — праздник. А тем более когда в нем соединились солнце, музыка, экскурсии и мастер-классы для всех возрастов.
Тем временем барабанщики передали эстафету духовому оркестру Главного управления МЧС России по Санкт-Петербургу. Один из первых его концертов состоялся в Летнем саду.
Музыканты начали выступление у Карпиева пруда с марша Андрея Петрова из кинофильма «О бедном гусаре замолвите слово», а затем исполнили марш Исаака Дунаевского из кинофильма «Веселые ребята». Близился полуденный выстрел пушки Петропавловской крепости, сразу после которого официально стартуют все праздники Русского музея в Летнем саду.
— Петр I, основатель нашего города и создатель Летнего сада, обожал фонтаны, не только как развлечение для императорских резиденций. Для него это был символ технического совершенства, ему хотелось, чтобы новая российская столица была передовой во всем. Первый в мире фонтан, работавший от парового насоса, был создан именно в Летнем саду. Как память о той славной Петровской эпохе в начале XXI века были воссозданы регулярный сад и несколько фонтанов на их исторических местах. Масштабная программа праздника «Сад фонтанов», познавательная и музыкальная, также напоминает о петровской идее просвещать и развлекать публику в Летнем саду, — такими словами Алла Манилова, генеральный директор Русского музея, приветствовала гостей праздника.
Она добавила, что фонтаны воссозданы благодаря многолетним трудам ленинградских и петербургских археологов. Все просветительские и музыкальные фестивали, состоявшиеся в этом году в Летнем саду, посвящены 320‑летию со дня его основания Петром I.
ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА
После напутственных слов надо было выбирать: либо идти на Главную аллею, чтобы послушать продолжение марафона духовых оркестров, каждый из которых исполнял десять произведений (марши, вальсы, киномузыку), либо принять участие в новых экскурсиях, специально разработанных сотрудниками Русского музея для праздника «Сад фонтанов».
Экскурсию «Археология Летнего сада» подготовил и провел Николай Новоселов, старший научный сотрудник Русского музея. Он начал с того, что в ходе подготовки комплексной реставрации Летнего сада была обследовано 8 тысяч кв. метров территории, это была одна из самых больших археологических работ на территории Петербурга за все время его существования. Было найдено 5 тысяч артефактов, представляющих интерес для археологии как науки.
Показывая публике «Гаванец» Петра I, наш экскурсовод обратил внимание на раскрытый при раскопках «пирог» фундамента соседнего Летнего дворца Петра I. Он состоит из нескольких слоев известняка и кирпича. Это объясняется тем, что в конце XVIII века «Гаванец» был засыпан и фундаменту дворца понадобилась новая облицовка. Примечательными объектами являются также фрагменты фундамента Людских палат, где царь хранил свои коллекции, и участок набережной «Гаванца», одетый в гранит при Екатерине II.
В этой точке Летнего сада мы встретили еще две экскурсии, которые проводились во время праздника. Одна слушала рассказ о самом старом дубе Летнего сада, которому больше 350 лет, вторая — о знаменитой скульптуре «Мир и Победа» (или «Ништадтский мир»).
Еще одна интересная встреча состоялась у павильона «Голубятня», где проводился мастер-класс «Аксессуары осени» по созданию бутоньерок. Как пояснила Ирина Раскина, сотрудник службы садов Русского музея, наплыв публики оказался настолько велик, что некоторых материалов, в том числе серебристой цинерарии, алых плодов боярышника и колосков ржи фитодизайнерам-любителям хватило буквально на 15 минут. Зато публика могла спокойно заняться созданием бутона розы из кленового листа. В этом году клены еще зеленые и «чайных роз» не получилось, но глаза участников мастер-класса сверкали.
Экскурсия Андрея Епатко, старшего научного сотрудника Русского музея, называлась «Водные затеи Летнего сада». По ходу знакомства со всеми восемью воссозданными фонтанами экскурсовод рассказал нам о том, как в XVIII веке фонтаны снабжались водой из Лиговского канала. Существовали акведук через Фонтанку, две водовзводные башни, куда вода поднималась с помощью лошадиных сил, трубопроводы над землей и другие приспособления. Отдельный рассказ был посвящен Шутейному мосту, на котором гостей Летнего сада окатывали водой.
В Красном саду, где находится один из фонтанов, нам повстречалась группа фотографов, которые работают над четырехсерийным проектом «Летний сад. Времена года». Он придуман петербургским отделением Союза журналистов России и поддержан Русским музеем. Впереди выставка фотографий «Осенний Летний».
Экскурсия завершилась у Карпиева пруда, в центре которого также существовал фонтан, он изображен на старинных гравюрах. В это время на соседней площадке «Звезда» играл оркестр Военно-медицинской академии имени С. М. Кирова. Музыканты сыграли и спели «Казачий марш» Игоря Корнелюка.
Шесть часов в Летнем саду пролетели незаметно. В финале праздника «Сад фонтанов» состоялись два концерта. На Главной аллее выступил Российский роговой оркестр. Публика заранее занимала места, многие никогда не слышали роговую музыку. «Это подзорные трубы? — спросил молодой человек свою девушку. — Нет, и заметь: каждая труба настроена на одну ноту».
Исполнение роговым оркестром «Арии» Баха, одного из самых известных произведений мировой классической музыки, оказалось невероятно созвучно всему величавому облику залитого вечерним солнцем Летнего сада.
В концерте «Серебряные трубы» приняли участие Юношеский духовой оркестр Средней специальной музыкальной школы при Петербургской Консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова и ансамбль Olympic Brass. Алиса Чунихина, которой девять лет, солировала на трубе, когда музыканты исполняли знаменитый Триумфальный марш из оперы Верди «Аида».
Удивительно символичным получился финал праздника «Сад фонтанов». Юная Алиса играла для своих ровесников и других таких же молодых слушателей. Им вместе хранить традиции Летнего сада и его красоту.
Читайте также:
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 178 (7754) от 23.09.2024 под заголовком «Удивительный вальс танцевал Летний сад».
Комментарии