Удивительное путешествие «Арлекина»

Завершился XII всероссийский фестиваль театрального искусства для детей «Арлекин». В конкурсной программе было представлено шесть спектаклей, во внеконкурсной – еще десять, а обширная спецпрограмма на этот раз была посвящена беби-театру, специально предусмотренному для самых маленьких зрителей, чей возраст начинается с шести месяцев.

Удивительное путешествие «Арлекина» | В гротескных масках Пиноккио, Кота и Лисы трудно узнать героев, знакомых по сказке про Буратино.<br>ФОТО из архива театра

В гротескных масках Пиноккио, Кота и Лисы трудно узнать героев, знакомых по сказке про Буратино.
ФОТО из архива театра

«Арлекин», не случайно называемый «детской «Золотой маской», – особенное театральное событие. На его спектаклях основная фестивальная публика, услышав объявление «предназначено для детей от шести лет», принимается горделиво хихикать и возбужденно толкаться. Что, как и зачем ставить для этой непредсказуемой аудитории — всегда было и надолго еще останется главным вопросом детского театра.

К счастью, в программе «Арлекина» были собраны спектакли, которые заботились не столько о том, что можно, а чего нельзя показывать ребенку, сколько о том, что должно по-настоящему заинтересовать детей и способно увлечь актеров и режиссеров, для них работающих.

«Арлекин» открылся «Удивительным путешествием кролика Эдварда» Кейт ДиКамилло, поставленным молодым режиссером Глебом Черепановым в МХТ имени Чехова. История игрушечного фарфорового кролика-пижона, поглощенного своими фарфоровыми совершенствами и неспособного искренне полюбить свою маленькую хозяйку, позволила режиссеру попробовать множество современных постановочных приемов: там были и анимированные картинки, и театр теней, и видеопроекции.

Но забавнее всего оказалось превращение самого кролика: из сомнительного фата (к пушистым кроличьим ушам были прибавлены жуликоватые усики) он, в своей кроличьей одиссее теряя хозяев и друзей, поразительно очеловечивался – то есть становился одинокой, грустной, несчастной, вдребезги разбитой и заново склеенной игрушкой, способной на самопожертвование. Ехидный дребезжащий кукольный голосок (производящий уморительное впечатление в исполнении рослого молодого человека, щедрого на саркастичные реплики) сменялся на вполне человеческий. Актер Александр Молочников получил за эту роль спецпремию жюри фестиваля.

Кролику Эдварду довелось пережить смерть дорогого ему существа – вопрос о том, не напугает ли подобная тема детей, по-прежнему остается открытым. Но театры, которые не считают своего зрителя сделанным из фарфора, а главное, уверены в том, что и мир, в который те попадают, вырастая, тоже далек от игрушечного, – такие театры решаются говорить с детьми о самом сложном.

Впрочем, можно пойти и более традиционным путем – и выиграть. Причем буквально. Совместный труд БДТ и творческого объединения «КульПроект» спектакль Евгения Ибрагимова «Когда я снова стану маленьким» по книге Януша Корчака только что получил «Золотую маску», а на «Арлекине» собрал все главные призы, включая премии за лучший спектакль, лучшую работу режиссера и лучшее исполнение мужской роли.

Актер Тарас Бибич ведет повествование от автора, располагая в качестве декораций хитроумно устроенными чемоданами, куда помещается целый город, дома и квартиры, а партнерами ему служат прелестные куклы, изготовленные Натальей Мишиной (приз за лучшее художественное оформление). Нежные куколки – папа, мама, братья, сестры, мальчики и девочки из соседнего двора – хрупкие и чуточку печальные, помогают сделать ностальгию по временам далекого варшавского детства почти невыносимой. Лучше всего у них выходит с готовностью смотреть в небо, задирая носы, мечтать и выступать с пламенными речами. Тарас Бибич в роли рассказчика мягок, трогательно ребячлив и не чужд сентиментальности, а романтические полеты в воздухе, которые с его помощью совершают крохотные обитатели авторских воспоминаний, могут служить лучшей иллюстрацией универсального детского театра. Это то, что нравится всем.

А вот «Пиноккио», копродукция Екатеринбургского театра кукол и флорентийского Zaches Teatro в режиссуре Луаны Граменья, выглядит как спектакль из серии «театра не для всех». Как, собственно, обычно и бывает с произведениями, прочно связанными со старинными техниками и народным площадным искусством.

История о деревянном мальчике, изложенная небезупречно, но временами захватывающе, завораживала таинственной сложностью мира, который открывался простодушной кукле, а заодно и публике. Маски Франческо Дживоне были изысканны и беспощадны: и прелестное личико Феи с голубыми волосами, и глуповатая физиономия Пиноккио, и жизнеподобные, но вовсе не безопасно-плюшевые маски-головы Кота, Лисы и Осла, и грозные Черные Кролики-дзанни, – ни в одном из них не было, кажется, ничего специально пугающего, но все вместе складывалось в картину настоящего, бесконечно волнующего фантастического гротеска. Пиноккио очень нужны были простые надежные правила (не врать, ходить в школу, принимать горькие лекарства) – потому что иначе ему нипочем бы не постичь и не справиться с этой непонятной, притягательной и опасной реальностью, которая его окружала. Мораль обнаруживалась в самом сердце художественного приема – что еще надо для детского театра?!

Не «снисходить» до маленького зрителя, рискуя оказаться поверхностными и слащавыми (как в спектакле «Лететь» Томского ТЮЗа), но завораживать его – принцип, в той или иной степени объединяющий два других конкурсных спектакля: «Далеко-далеко» петербургского БТК (Анна Иванова-Брашинская поставила версию сказки Андерсена «Дикие лебеди») и «Как Эква-Пырись на охоту ходил» (молодой питерский режиссер Александр Савчук в Няганском детском театре взял за основу эпос народов манси).

«Далеко-далеко» – поэтичный спектакль, где кукла, игровой предмет и «живой план» находятся в сложносочиненных родственных отношениях: от игры мамы с папой в ладушки на свет появляются дети – беленькие мальчиковые распашонки и одно платьице. Игрушечные тела юных принцев, приставленные к настоящим актерским головам, исполняют зажигательный танец, в равной степени виртуозный и потешный. Театр теней, устроенный братьями, чтобы развеселить Элизу, пародирует сказочный сюжет, а белые мужские рубашки – если их использовать умело и с фантазией – превращаются в лебединые крылья в лучшей, пластически безупречной сцене спектакля.

«Эква-Пырись» ходил на свою охоту в излюбленной манере Александра Савчука, известного многолетним проектом постановки древнешумерского эпоса «Гильгамеш». Настоящего ритуального театра и для взрослых не сыскать днем с огнем, но молодой режиссер сумел создать ритуальный театр для самых маленьких. И тут, скорее всего, нет противоречия. Как нет ничего странного в той радости, с которой юного амбициозного охотника Эква-Пырися встречали в далеком лесу его страшноватые многоголовые предки.

«Сказки из маминой сумки», поставленные Марфой Горвиц, автором блистательной «Золушки», в московском театре с ужасно симпатичным названием «Домик Фанни Белл» – сорокаминутное представление того самого беби-театра.

В руках прелестных девушек-рассказчиц предметы волшебным образом превращались в героев коротенькой сказки про Ежика (в этой роли блистала небольшая щетка). Изобретательность и остроумие, с которыми заколки, скрепки, яблоки, расчески, ножницы, луковая шелуха и бумажки оживали в руках актрис, будили малышовую фантазию самым веселым и гарантированно безвредным способом.

Нигде к публике не бывают так внимательны и почтительны, как в беби-театре. И нигде зрители с такой серьезностью не стараются вести себя, как зайчики. В конце концов, и зрители, и актеры понимают, что главное – это как следует поиграть. А потом еще как следует поиграть.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 084 (5457) от 14.05.2015.

Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...

Гений места движет фестиваль
25 Мая 2017

Гений места движет фестиваль

XXV, международный фестиваль «Дворцы Санкт-Петербурга» откроется 31 мая в Эрмитажном театре концертным исполнением оперы «Сельская честь» Масканьи.

Великая Победа глазами потомков
19 Мая 2017

Великая Победа глазами потомков

В нарядном недавно отреставрированном Доме журналиста на Невском вчера было непривычно, по-школьному, шумно...

Вся ночь впереди
19 Мая 2017

Вся ночь впереди

Завтра в 10-й раз в Петербург придет «Ночь музеев» - одно из главных культурных событий года.

Гранатовый браслет из Гатчины
02 Мая 2017

Гранатовый браслет из Гатчины

В Гатчине подвели итоги XXIII кинофестиваля «Литература и кино».

Кармен-сюита
25 Апреля 2017

Кармен-сюита

Удивительное дело: ни в одной другой экранизации не было так очевидно, что эти двое совершенно не созданы друг для друга...

Уважение рождается в борьбе
09 Марта 2017

Уважение рождается в борьбе

Благодаря музею Исаакий стал гражданской святыней, обрел значение, которое выдвинуло его в первый ряд памятников Петербурга. Музеи всегда оказываются на передовой линии борьбы за цивилизацию. Они подч...

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит
02 Февраля 2017

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит

Я написал письмо Патриарху Кириллу. Пресс-секретарь Святейшего сообщил, что Патриарх готов встречаться и обсуждать эти вопросы.

Как сэкономить на культуре
15 Декабря 2015

Как сэкономить на культуре

Посещение музеев, особенно всей семьей, обычно влетает в копеечку и для многих становится роскошью. Сегодня мы расскажем о том, как можно сэкономить, напомним о бесплатных днях и льготах.