Удары судьбы и плавающие ударения

Некоторое время назад мне предложили поработать на один федеральный телеканал, и я согласился. Гонорары обещали по-московски щедрые, правда, и работа была не из легких. Уложиться в сроки удавалось с трудом, вся съемочная бригада работала по двадцать часов в сутки, так что, отослав наконец смонтированную передачу на канал, я, помню, едва доковылял до дома, рухнул на диван и сразу заснул. А через полчаса проснулся от звонка московской телепродюсерши.

Удары судьбы и плавающие ударения | Иллюстрация Asaf-Eliason/shutterstock.com

Иллюстрация Asaf-Eliason/shutterstock.com

Дама была вежлива, но настойчива. В чем именно суть проблемы, понять спросонья мне долго не удавалось. Из услышанного вычленить удалось лишь слова «технический брак» и «все срочно переделать».

- Да в чем дело-то? - наконец не выдержал я.

Собеседница заговорила членораздельнее, и я раскрыл рот от удивления. Оказывается, в одном месте уже готовой передачи я позволил себе непростительное: произнес слово «одновременно» с ударением не там, где положено. Вместо «одноврЕменно» сказал «одновремЕнно».

Позволю себе небольшое пояснение. Не знаю, как вас, а меня московские нормы произношения долгое время почти совсем не раздражали. Скорее, казались забавными. Среди моих приятелей есть люди, уверенные, что лучше иметь в биографии судимость, чем говорить «булошная» и «дожжи» (в смысле «дожди»), но лично я предпочитал просто махнуть рукой. Не всем же, в конце концов, повезло иметь столь безукоризненную речь, как у жителей моего города.

Правда, сохранять спокойствие удавалось мне чем дальше, тем труднее. Всерьез заволновался я после того, как из южной столицы в Петербург были налажены контрабандные поставки частички «-ка». Всего лет двадцать назад окружающие меня люди сокращенно называли Гостиный двор просто Гостиным, а Петроградскую сторону всего лишь Петроградской («Гостинкой» и «Петроградкой» они стали уже в этом веке). Я отлично понимал, что ориентиром здесь послужили топонимы типа Шаболовка или Остоженка, но первое время все же надеялся, что новая норма на берегах Невы не приживется.

Она, увы, прижилась. Привычные мне языковые нормы были теснимы по всем фронтам. Дошло до того, что, включив как-то телевизор, я узнал, что вечером на «Дворцовке» состоится, оказывается, концерт. И на этом терпение лопнуло. Хотел я этого или нет, но пришлось осознать: сама собой эта напасть не пройдет. С ней придется всерьез бороться. Тем более что приблизительно в тот период в бой вступили и ударные части противника: плавающие ударения.

Во все времена нормой у нас в стране считалось говорить так, как говорят дикторы федеральных каналов. И вот теперь они неожиданно стали говорить не «деньгАми», а «дЕньгами», не «крепостЯми», а «крЕпостями». И самое ужасное: именно в тот период медленным ядом в мою жизнь вползло жуткое слово «одноврЕменно». То самое, по поводу которого мне теперь звонила московская телепродюсерша.

Дама требовала перезаписать весь кусок с правильным ударением, а я отказывался. Она упрекала меня в безграмотности, я чувствовал себя последним защитником петербургских святынь. Жители моего города без боя сдали стратегическую позицию, после которой «шавЕрма» все-таки стала «шавермОй», а потом скатилась и до вовсе неприличной «шаурмЫ». Но теперь - клялся я себе - ни шагу назад.

В общем, что уж тут говорить долго? Заставить себя произнести это слово с московским ударением я так и не сумел, и собеседница бросила трубку. Одновременно с концом телефонного разговора растаяли и надежды на московские гонорары: с обещанными за работу деньгами пришлось попрощаться.

Но, знаете, такой итог совсем меня не расстроил. Зато (шептал я себе) слова «одновременно» и «деньгами» из предыдущего абзаца я по-прежнему могу произносить с ударением на предпоследний слог. И никак иначе!


Он живой и меняется

Марина СМУСИНА

Очень занятно наблюдать за тем, как из будничного сора вырастает сюжет и превращается в миф. И вот уже «в бой вступили ударные части противника», «медленным ядом вползло (я бы сказала - просочилось: яд все-таки не ползает) жуткое слово», герой понял, что «придется всерьез бороться», ощутил себя «последним защитником святынь». «Ни шагу назад!» Здорово!


Скромный лингвистический комментарий к художественному тексту. Язык живой. Он развивается, изменяется, причем во всех своих сферах. Привычные слова обретают неожиданную форму, меняется место ударения, произношение, написание, пунктуация. Следить за этим процессом необычайно интересно.

Когда-то говорили: «Не в дЕньгах счастье». Сегодня ударение обычно ставится на второй слог - не в деньгАх. То, что, наверное, поначалу кого-то раздражало, казалось неправильным, постепенно стало нормой. Постепенно стал вполне допустимым разговорный вариант «твОрог», хотя мне, например, приятней слышать и говорить «творОг». Человек, любящий стихи, может сказать «сИроты», как говорила Ахматова, а не «сирОты», как рекомендуют современные словари; блоковская «ворожеЯ» нравится мне больше современной «ворожЕи». Но меня никто ведь и не неволит - как больше нравится, так и говорю. Норма - «Ягодицы», но вполне допустимо, как советовал Маяковский, сесть на «ягодИцы» - в любом случае Земля окажется покатой.

Злосчастное слово «одновременный», из-за которого разгорелся сыр-бор, допускает двойную постановку ударения. Я честно перепроверила это по разным словарям, начиная от классических Р. И. Аванесова и Д. Э. Розенталя с М. А. Теленковой до современного словаря И. Л. Резниченко. Везде одно и то же - «одноврЕменный» и «одновремЕнный» совершенно равноправны. Единственное, о чем нас просят, даже с восклицательным знаком перед формой, не говорить «одновремЁнный» - вот это недопустимо. Один-единственный словарь «Русское словесное ударение» М. В. Зарва предлагает ставить ударение только на первом Е. Без объяснений: автору так кажется более актуальным. Кто прав - покажет время.

Как это самое время уже показало органичность укороченных форм на -ка: Петроградка, Гостинка. Появились эти формы отнюдь не в новом веке и без всякой связи с растленным влиянием московского говора. Мы все спокойно говорим «Фонтанка», не вспоминая, что когда-то официальным названием безымянного ерика (то есть протока), питавшего фонтаны Летнего сада с 1719-го по 1785-й, было Фонтанная речка. Слово «речка» оказалось лишним, и усеченный просторечный вариант вытеснил длинное название. Язык стремится к экономии. Потому в живой речи - Александринка, Мариинка, Петропавловка, Техноложка. И это опять-таки личный выбор каждого - идти в Мариинку или в Мариинский театр, встречаться в Екатерининском или Катькином саду.

Очевидно неправы только те, кто пытается руководить языком, вмешиваться в его живое течение. Был такой герой у Щедрина - Угрюм-Бурчеев - так вот он пытался остановить реку. Вы помните, чем это закончилось?



Учиться мыслить и говорить

Иван САБИЛО,
заслуженный работник культуры РФ

Недавно я присутствовал на конференции руководителей библиотек нашего города, а также представителей Москвы, Белоруссии, Литвы, Польши... Ее участники говорили о том новом, что привнесло развитие библиотечного дела в государственные учреждения, собирающие и хранящие книги. Там же, на конференции, я подумал о других, особых, книгохранилищах - о наших домашних библиотеках.


Каждый день, спускаясь с двенадцатого этажа дома, в котором я живу, прохожу мимо письменного стола, что примостился у помещения, где несет свою службу консьержка. И почти всегда нахожу здесь несколько, а бывает, что и много книг, которые жильцы дома, освобождая свои квартиры якобы от хлама, кладут сюда для тех, кто, возможно, ими заинтересуется и возьмет себе. Нет, это не только вышедшие из обращения учебники, рекламные буклеты или устаревшие справочники. Здесь и классика. Иногда жильцы разбирают, но чаще всего книги лежат неделями, пока консьержка не уронит их, как говорят издатели и писатели, в «редакторскую корзину». Как-то при мне соседка выложила на столик собрание сочинений Лескова в одиннадцати томах.

- Не жалко? - спросил я, собираясь их забрать.

- Ой, дочке подарили такой красивый сервиз, а места в шкафу нету, и мы решили... Ну стоят они десятилетиями, никто не читает. А здесь, может, кто заинтересуется.

Как-то меня пригласили провести творческую встречу в районную библиотеку. И там я обнаружил на полках никем не читанные тома Льва Толстого, Александра Грина, Леонида Леонова... Мне скажут: здесь нет ничего особенного, все эти книги помещены в Интернет, и каждый может прочитать их дома или в транспорте, не тратя времени на посещение библиотеки.

Хорошо, если так. А если и в Интернете не читают?

Когда-то французский просветитель Дени Дидро сказал: «Кто перестает читать, тот перестает мыслить». Сказано жестко, но совершенно справедливо. И хотя «думать» и «мыслить» синонимы, я различаю их по смыслу. Думать - это о себе, о том, что во мне, каково мне. А мыслить - это о других: каково им, счастливы ли они, счастливы ли их дети и внуки.

Самое проникновенное, самое глубокое, на мой взгляд, Евангелие от Иоанна начинается строкой: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог».

А Слово-мысль мы находим, как правило, в книге, имея возможность не только и не столько пробежать его глазами, но вдуматься в смысл. А если нужно, то и вернуться к нему, прочитать его заново, находя еще и скрытый смысл, до которого чаще всего доходит начитанный человек.

Приведу пример. У моих друзей есть одиннадцатилетняя внучка Маша. Прямо от соски и от пеленок они знакомили ее с книгой. Читали ей Пушкина, Чуковского, Аксакова, сказки и былины. Потом она стала читать сама с четырех лет. Играя со своими ровесниками во дворе у дома, она разговаривала с детьми, и многие родители удивлялись ее словам, ее речевым оборотам. И спрашивали, в чем дело, почему она так хорошо разговаривает?

- Читаем ей книги, - отвечали им. - А вы своим детям читаете?

- Нет, они не хотят ни читать, ни слушать...

Мы сплошь и рядом видим, слышим, сколь убоги слова и речи, произносимые нашими соплеменниками в быту, на улице, в транспорте. И на телевидении какое-то лжеэсперанто, а не живой язык, какой-то приблатненный сленг с ничем не оправданными восторгами и криками на грани истерики. Я уж не говорю о произношении числительных...

Что делать? Выскажу предложение: можно было бы создать в культурных центрах детскую (может быть, и взрослую) студию или объединение с условным названием «Учимся мыслить и говорить». От обычных детских театральных студий, которых в Петербурге и области немало, ее участников будет отличать глубина понимания как литературного произведения, кинофильма, живописной картины, так и научного открытия. А также способность ясно излагать свое понимание в свободной речи. Такие центры могли бы существовать при библиотеках (клубах, домах, дворцах культуры), помогая привлекать новых читателей. Думаю, поиск наставников, которые на практике работают с языком, не составит большого труда.

Поясню, что я имею в виду под глубиной понимания.

Однажды знаменитый ленинградский писатель Радий Погодин спросил у меня: «Как ты думаешь, про что сказка «Курочка Ряба»?

- Не знаю, Радий Петрович, по-моему, обычная словесная погремушка.

- Вот и ты тоже, - проворчал он. - Все ее знают, а мало кто задумывается, про что она. А в ней про то, как жили на свете Он и Она. И подарила им Судьба (курочка Ряба) любовь (золотое яичко). Но не особенно берегли это чувство ни Он, ни Она: дед бил, бил - не разбил. Баба тоже била, била - не разбила. Видать, сильной была между ними любовь, что не поддавалась. И вот непредвиденный случай: «Мышка бежала, хвостиком махнула - яичко упало и разбилось». Плачет дед, плачет баба - плохо жить без любви. А курочка Ряба, то есть Судьба, их утешает: «Не плачь, дед, не плачь, баба. Снесу я вам еще яичко, но не золотое, а простое». То есть останетесь вы и дальше вместе, но уже не будет между вами любви, а только дружба»...

О своей идее создания центров «Учимся мыслить и говорить» я переговорил с сотрудниками библиотек. Они поддержали предложение, сойдясь во мнении, что такие студии или кружки могут быть открыты при детских библиотеках. Тут же возник «краеугольный вопрос» - финансирование. Полагаю, родители постараются найти средства. Оплачивают же они занятия своих чад в спортивных секциях, кружках, театральных студиях...


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 009 (5871) от 19.01.2017.


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?

Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили  в Румынии – это дешевле»
22 Января 2019

Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили в Румынии – это дешевле»

Народная артистка России празднует сегодня юбилей – 80 лет. Наш автор пообщался с актрисой.

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова
10 Января 2019

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова

Его учеников-актеров было так много, что из них в Ленинграде с нуля был создан новый театр – Молодежный, который жив и сегодня.

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург
19 Декабря 2018

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург

Глава Эрмитажа – о прошедшем Дне музея и о том, что можно делать на Дворцовой площади.

«Иллюстратор» на фоне истории
13 Декабря 2018

«Иллюстратор» на фоне истории

Книга известного петербургского кинематографиста Дмитрия Долинина построена на воспоминаниях художника-иллюстратора Петра Воскресенского. Разберем ее составляющие.

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге
08 Октября 2018

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге

Фильм, снятый лидером Всероссийского мотоклуба «Ночные волки», представили в День рождения президента России.

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Александр Петров, родившийся заново
01 Февраля 2018

Александр Петров, родившийся заново

Саша Петров поставил исповедальное поэтически-музыкальное шоу «#Зановородиться» по собственным стихам и издал книгу, которая вышла в январе.

Топ-100 от РОСФОТО
17 Июля 2017

Топ-100 от РОСФОТО

Свое 15-летие музейно-выставочный центр РОСФОТО отмечает выставкой ста лучших фотографий из собственной коллекции.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Юность покоряет олимп в Петербурге
20 Июня 2017

Юность покоряет олимп в Петербурге

На XXII международном фестивале «Музыкальный олимп» выступили лауреаты самых престижных конкурсов последних лет из семнадцати стран, среди которых значились не только США и Германия, но также Египет, ...