Удался ли фокус?

Выставкой FocusFest, посвященной оптическим иллюзиям в искусстве, ЦВЗ «Манеж» впервые вышел в городское общественное пространство. Точнее, на каштановую аллею рядом со знаменитым зданием Джакомо Кваренги.

Удался ли фокус?  | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Летом в дни открытия Центрального выставочного зала после ремонта его директор Павел Пригара говорил о необходимости выхода искусства на улицу, показа проектов, свободных для осмотра в любое время. Для дебюта была выбрана тема, которая может заинтересовать как случайного прохожего, так и знатока.

Очевиден образовательный акцент проекта FocusFest, созданного художником Андреем Пуниным-младшим. Одна из сторон аллеи отдана стендам с краткой историей оптических иллюзий.

Авторы выставки прекрасно понимают, что любое изображение на плоскости - это иллюзия, поэтому выбор 17 сюжетов достаточно произволен. Скажем, можно было начать не с фресок Древнего Рима, а с наскальных изображений охоты, которые делали гениальные первобытные художники.

Но большинство имен и произведений действительно хрестоматийны. На картине «Послы» Ханса Гольбейна череп виден только в строго определенном ракурсе. Портреты Джузеппе Арчимбольдо «сооружены» из фруктов, книг и вареной курицы. Архитектор Франческо Баромини построил галерею с резко уменьшающимися в перспективе колоннами: восьмиметровое помещение визуально стало длиннее в четыре раза. Статуя у задней стены ростом 60 см кажется исполненной в натуральную величину.

За искусство «обманок» отвечает Федор Толстой - на акварели изображена спелая красная смородина. Архип Куинджи не без оснований назван иллюзионистом: осенью 1880 года во время премьеры «Лунной ночи на Днепре» в Обществе поощрения художеств публике казалось, что за холстом находится электрическая лампочка.

Из классиков ХХ века, естественно, представлен Виктор Вазарелли - основатель опт-арт, создатель оптических иллюзий, основанных на свойстве человеческого мозга упорядочить увиденное, превратить хаос на плоскости в объемный предмет.

Свои «полочки» получили блестящий иллюзионист Морис Эшер и тонкий ироничный Рене Магритт. Скорее, дань моде - включение в проект Сальвадора Дали. Марсель Дюшан экспериментировал с опт-артом, но знаменит он другим.

Полезным стало упоминание ныне живущих художников, у нас малоизвестных. Китайца Лю Болиня часто называют человеком-невидимкой. За счет макияжа и раскраски костюма он сливается с пейзажем, будь то прилавок супермаркета или набережная в Венеции.

Британский дуэт Тим Нобл - Сью Вебстер конструирует из мусора «теневые объекты»: при освещении они отбрасывают тени в виде автопортретов.

На другой стороне аллеи размещены оригинальные объекты фестиваля. Пунин со товарищи классикам оптических иллюзий явно проигрывают. Инсталляции типа «войди в картину» Малевича, Дали, Магритта и «сделай селфи» ближе к репертуару парка культуры, хотя и продвинутого. Установлен интерактивный «игольчатый» экран, но нигде даже не упомянут его изобретатель - французский художник-аниматор русского происхождения Александр Алексеев.

Вращающаяся система прямоугольных рамок действительно создает иллюзию «волшебного фонаря», но подобные и еще более эффектные опыты проводил полвека назад Вячеслав Колейчук и группа московских художников-кинетистов. Они стали классиками русского искусства.

Впрочем, не будем спешить с ответом на вопрос, вынесенный в заголовок. «Манеж» попытался отойти от выставок паблик-арта, которых в Петербурге проводится много, с разной степенью успешности. И создать свое зрелище, одновременно и познавательное, и развлекательное.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 166 (5783) от 08.09.2016.


Комментарии