Учимся слышать друг друга

Евгений Сазонов – режиссер, педагог, драматург, автор книг, статей на темы театральной педагогики и психологии развития личности. Вот уже сорок лет он возглавляет Театр юношеского творчества (ТЮТ) Санкт-Петербургского дворца творчества юных и Городское методическое объединение руководителей детских театральных коллективов. С Евгением САЗОНОВЫМ беседует его ученик, режиссер, исследователь театра и кино Владимир ХАУНИН.

Учимся слышать друг друга | ФОТО Марии АНДРЕЕВОЙ

ФОТО Марии АНДРЕЕВОЙ

– Евгений Юрьевич! Что на сегодняшний день является самой насущной проблемой для театра, в котором играют дети?

– Мне думается, проблема в том, что театральные занятия недооценивают. Культурный и образовательный эффект от таких занятий выявляется не сразу (иногда на это уходят годы). Да и сам театральный организм сложен – декорации, костюмы, свет, грим, реквизит... Куда как проще организовать для детей что-нибудь менее «громоздкое». Но, уверяю вас, эффект от театральных занятий остается в душе человека на долгие годы, а то и на всю жизнь.


– Вы не раз говорили о том, что в Петербурге «сотни и сотни детских театров». Почему же о них практически не слышно?

– Театр детей и не нуждается в такой рекламе, которая присуща профессиональному театру, каким бы странным ни показалось это утверждение. Скажу более – реклама ему даже вредна, потому что исходит из представления о том, что детский любительский театр – это лишь уменьшенная модель театра профессионального. Но это совершенно не так. Лишь в Средние века полагали, что ребенок – уменьшенная копия взрослого. Современная наука давно уже установила, что детство – один из важнейших и во многом решающих этапов жизни человека. У него свои законы, свои «параметры», только ему присущие пространство и время. Поэтому и театр детей должен быть особенным.

Нужен поиск новых форм. Сегодняшний детский театр зачастую живет в формах театра профессионального: фестивали, смотры, награды «победителям» – сознательно беру это слово в кавычки. О какой «победе» может идти речь?! Ведь ребенок, поступая в театральный кружок, приходит туда вовсе не затем, чтобы кого-то или что-либо «побеждать». А если уж и употреблять этот термин, то речь может идти только о победе над самим собой, о преодолении с помощью театра своих собственных проблем и трудностей: недостатка общения, неумения или страха коммуникаций с людьми и миром. Вот мы уже двадцать лет проводим «фестиваль общения», он называется «Дни театра в «Зеркальном». Мы просто вывозим детские театральные коллективы (а их набирается до 40 студий – это почти 500 детей) за город, в центр «Зеркальный», и живем там все вместе на протяжении почти двух недель. Играем спектакли, устраиваем общие обсуждения, театральные игры, праздники, гуляем по лесу, учимся думать, видеть, слышать друг друга. Это так важно! Но там нет победителей и побежденных. И что удивительно: каждый раз туда приезжают наши выпускники – сто, а то и больше взрослых уже людей, которые когда-то бывали тут детьми.


– Существует ли проблема подготовки режиссерских кадров для детских театральных коллективов?

– Этот вопрос стоит очень остро. В прошлом году мы совместно со Смольным институтом и Гуманитарным университетом профсоюзов провели Открытый петербургский форум, который был посвящен вопросам театра детей и школьной театральной педагогике. Я уверен, что такую работу нужно продолжать. Весьма перспективным мне видится укрепление связи вузовского курса с живой практикой детских театральных коллективов. Детскому театру нельзя научиться только на школьной скамье, нужно быть в гуще его событий. Сегодня этого явно недостает.


– Способствуют ли различные праздники и фестивали развитию детского театрального коллектива и воспитанию в нем неординарной личности?

– Что понимать под развитием? Если речь идет о глубинных процессах развития личности, то, пожалуй, нет. Эти процессы требуют кропотливого, последовательного и по большей части незаметного труда. Личность вообще и внутренний мир ребенка в частности устроены сложно, противоречиво, порой парадоксально. Традиция же праздника, как правило, тяготеет к некой схематичности, если не сказать больше – к примитивности. Ну чего стоят все эти фанфары и флаги, все эти торжественные речи, сопровождающие вручение победных дипломов, грамот и прочих бесполезных бумажек! Ведь ребенок, повторю это еще раз, приходит в театральный коллектив за собственным раскрытием, совершенствованием, возможностью обнаружить в себе художника. И если уж праздновать что-то, то именно это: что какой-нибудь мальчик или какая-нибудь девочка стали больше читать, чаще ходить в театры, глубже понимать искусство.

Помню, мама одного из моих воспитанников однажды с изумлением спросила: «Скажите, что вы сделали с моим сыном? Он стал читать!». Признаюсь, это было для меня самой высокой оценкой моего труда, более важной, нежели бы мне вручили очередной диплом за очередную постановку. И, повторяю, если уж и устраивать праздник детского театра, то он должен быть именно таким – отвечающим неприметным внешне, но драгоценным переменам в душах и умах наших детей. Великий российский драматург Александр Володин, посетив однажды ТЮТ, сказал об этом так: «Грустный праздник театра». По-моему, прекрасное определение...


– Ваши серьезные неосуществленные проекты за эти сорок лет?

– Сложный вопрос... Мне бы хотелось осуществить мечту моего учителя Матвея Григорьевича Дубровина и создать в нашем городе детский театральный центр, который бы собирал на своей сцене юных любителей театра и их руководителей со всей страны. А может быть, и со всего мира. Уверен, что это было бы уникальное место, и оно органично вписалось бы в культурное и педагогическое пространство Петербурга.


– У Владимира Маяковского есть строчка: «Театр не отображающее зеркало, а увеличивающее стекло». Что увеличивает детский театр именно сегодня?

– Душу увеличивает. Делает ее свободнее, выше, чище. Открывает перед нашими детьми Прекрасное, помогает им стать культурными, образованными, порядочными людьми. И если совсем уж высоко: театр детей увеличивает количество добра в мире. И не только сегодня. Всегда и в любые времена.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 020 (5393) от 06.02.2015.


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 Августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 Августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 Августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 Июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 Июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 Июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 Июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 Июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 Июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 Июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 Июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?