Учимся слышать друг друга

Евгений Сазонов – режиссер, педагог, драматург, автор книг, статей на темы театральной педагогики и психологии развития личности. Вот уже сорок лет он возглавляет Театр юношеского творчества (ТЮТ) Санкт-Петербургского дворца творчества юных и Городское методическое объединение руководителей детских театральных коллективов. С Евгением САЗОНОВЫМ беседует его ученик, режиссер, исследователь театра и кино Владимир ХАУНИН.

Учимся слышать друг друга | ФОТО Марии АНДРЕЕВОЙ

ФОТО Марии АНДРЕЕВОЙ

– Евгений Юрьевич! Что на сегодняшний день является самой насущной проблемой для театра, в котором играют дети?

– Мне думается, проблема в том, что театральные занятия недооценивают. Культурный и образовательный эффект от таких занятий выявляется не сразу (иногда на это уходят годы). Да и сам театральный организм сложен – декорации, костюмы, свет, грим, реквизит... Куда как проще организовать для детей что-нибудь менее «громоздкое». Но, уверяю вас, эффект от театральных занятий остается в душе человека на долгие годы, а то и на всю жизнь.


– Вы не раз говорили о том, что в Петербурге «сотни и сотни детских театров». Почему же о них практически не слышно?

– Театр детей и не нуждается в такой рекламе, которая присуща профессиональному театру, каким бы странным ни показалось это утверждение. Скажу более – реклама ему даже вредна, потому что исходит из представления о том, что детский любительский театр – это лишь уменьшенная модель театра профессионального. Но это совершенно не так. Лишь в Средние века полагали, что ребенок – уменьшенная копия взрослого. Современная наука давно уже установила, что детство – один из важнейших и во многом решающих этапов жизни человека. У него свои законы, свои «параметры», только ему присущие пространство и время. Поэтому и театр детей должен быть особенным.

Нужен поиск новых форм. Сегодняшний детский театр зачастую живет в формах театра профессионального: фестивали, смотры, награды «победителям» – сознательно беру это слово в кавычки. О какой «победе» может идти речь?! Ведь ребенок, поступая в театральный кружок, приходит туда вовсе не затем, чтобы кого-то или что-либо «побеждать». А если уж и употреблять этот термин, то речь может идти только о победе над самим собой, о преодолении с помощью театра своих собственных проблем и трудностей: недостатка общения, неумения или страха коммуникаций с людьми и миром. Вот мы уже двадцать лет проводим «фестиваль общения», он называется «Дни театра в «Зеркальном». Мы просто вывозим детские театральные коллективы (а их набирается до 40 студий – это почти 500 детей) за город, в центр «Зеркальный», и живем там все вместе на протяжении почти двух недель. Играем спектакли, устраиваем общие обсуждения, театральные игры, праздники, гуляем по лесу, учимся думать, видеть, слышать друг друга. Это так важно! Но там нет победителей и побежденных. И что удивительно: каждый раз туда приезжают наши выпускники – сто, а то и больше взрослых уже людей, которые когда-то бывали тут детьми.


– Существует ли проблема подготовки режиссерских кадров для детских театральных коллективов?

– Этот вопрос стоит очень остро. В прошлом году мы совместно со Смольным институтом и Гуманитарным университетом профсоюзов провели Открытый петербургский форум, который был посвящен вопросам театра детей и школьной театральной педагогике. Я уверен, что такую работу нужно продолжать. Весьма перспективным мне видится укрепление связи вузовского курса с живой практикой детских театральных коллективов. Детскому театру нельзя научиться только на школьной скамье, нужно быть в гуще его событий. Сегодня этого явно недостает.


– Способствуют ли различные праздники и фестивали развитию детского театрального коллектива и воспитанию в нем неординарной личности?

– Что понимать под развитием? Если речь идет о глубинных процессах развития личности, то, пожалуй, нет. Эти процессы требуют кропотливого, последовательного и по большей части незаметного труда. Личность вообще и внутренний мир ребенка в частности устроены сложно, противоречиво, порой парадоксально. Традиция же праздника, как правило, тяготеет к некой схематичности, если не сказать больше – к примитивности. Ну чего стоят все эти фанфары и флаги, все эти торжественные речи, сопровождающие вручение победных дипломов, грамот и прочих бесполезных бумажек! Ведь ребенок, повторю это еще раз, приходит в театральный коллектив за собственным раскрытием, совершенствованием, возможностью обнаружить в себе художника. И если уж праздновать что-то, то именно это: что какой-нибудь мальчик или какая-нибудь девочка стали больше читать, чаще ходить в театры, глубже понимать искусство.

Помню, мама одного из моих воспитанников однажды с изумлением спросила: «Скажите, что вы сделали с моим сыном? Он стал читать!». Признаюсь, это было для меня самой высокой оценкой моего труда, более важной, нежели бы мне вручили очередной диплом за очередную постановку. И, повторяю, если уж и устраивать праздник детского театра, то он должен быть именно таким – отвечающим неприметным внешне, но драгоценным переменам в душах и умах наших детей. Великий российский драматург Александр Володин, посетив однажды ТЮТ, сказал об этом так: «Грустный праздник театра». По-моему, прекрасное определение...


– Ваши серьезные неосуществленные проекты за эти сорок лет?

– Сложный вопрос... Мне бы хотелось осуществить мечту моего учителя Матвея Григорьевича Дубровина и создать в нашем городе детский театральный центр, который бы собирал на своей сцене юных любителей театра и их руководителей со всей страны. А может быть, и со всего мира. Уверен, что это было бы уникальное место, и оно органично вписалось бы в культурное и педагогическое пространство Петербурга.


– У Владимира Маяковского есть строчка: «Театр не отображающее зеркало, а увеличивающее стекло». Что увеличивает детский театр именно сегодня?

– Душу увеличивает. Делает ее свободнее, выше, чище. Открывает перед нашими детьми Прекрасное, помогает им стать культурными, образованными, порядочными людьми. И если совсем уж высоко: театр детей увеличивает количество добра в мире. И не только сегодня. Всегда и в любые времена.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 020 (5393) от 06.02.2015.


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили  в Румынии – это дешевле»
22 Января 2019

Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили в Румынии – это дешевле»

Народная артистка России празднует сегодня юбилей – 80 лет. Наш автор пообщался с актрисой.

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова
10 Января 2019

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова

Его учеников-актеров было так много, что из них в Ленинграде с нуля был создан новый театр – Молодежный, который жив и сегодня.

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург
19 Декабря 2018

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург

Глава Эрмитажа – о прошедшем Дне музея и о том, что можно делать на Дворцовой площади.

«Иллюстратор» на фоне истории
13 Декабря 2018

«Иллюстратор» на фоне истории

Книга известного петербургского кинематографиста Дмитрия Долинина построена на воспоминаниях художника-иллюстратора Петра Воскресенского. Разберем ее составляющие.

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге
08 Октября 2018

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге

Фильм, снятый лидером Всероссийского мотоклуба «Ночные волки», представили в День рождения президента России.

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Александр Петров, родившийся заново
01 Февраля 2018

Александр Петров, родившийся заново

Саша Петров поставил исповедальное поэтически-музыкальное шоу «#Зановородиться» по собственным стихам и издал книгу, которая вышла в январе.

Топ-100 от РОСФОТО
17 Июля 2017

Топ-100 от РОСФОТО

Свое 15-летие музейно-выставочный центр РОСФОТО отмечает выставкой ста лучших фотографий из собственной коллекции.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Юность покоряет олимп в Петербурге
20 Июня 2017

Юность покоряет олимп в Петербурге

На XXII международном фестивале «Музыкальный олимп» выступили лауреаты самых престижных конкурсов последних лет из семнадцати стран, среди которых значились не только США и Германия, но также Египет, ...

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...