Учимся слышать друг друга

Евгений Сазонов – режиссер, педагог, драматург, автор книг, статей на темы театральной педагогики и психологии развития личности. Вот уже сорок лет он возглавляет Театр юношеского творчества (ТЮТ) Санкт-Петербургского дворца творчества юных и Городское методическое объединение руководителей детских театральных коллективов. С Евгением САЗОНОВЫМ беседует его ученик, режиссер, исследователь театра и кино Владимир ХАУНИН.

Учимся слышать друг друга | ФОТО Марии АНДРЕЕВОЙ

ФОТО Марии АНДРЕЕВОЙ

– Евгений Юрьевич! Что на сегодняшний день является самой насущной проблемой для театра, в котором играют дети?

– Мне думается, проблема в том, что театральные занятия недооценивают. Культурный и образовательный эффект от таких занятий выявляется не сразу (иногда на это уходят годы). Да и сам театральный организм сложен – декорации, костюмы, свет, грим, реквизит... Куда как проще организовать для детей что-нибудь менее «громоздкое». Но, уверяю вас, эффект от театральных занятий остается в душе человека на долгие годы, а то и на всю жизнь.


– Вы не раз говорили о том, что в Петербурге «сотни и сотни детских театров». Почему же о них практически не слышно?

– Театр детей и не нуждается в такой рекламе, которая присуща профессиональному театру, каким бы странным ни показалось это утверждение. Скажу более – реклама ему даже вредна, потому что исходит из представления о том, что детский любительский театр – это лишь уменьшенная модель театра профессионального. Но это совершенно не так. Лишь в Средние века полагали, что ребенок – уменьшенная копия взрослого. Современная наука давно уже установила, что детство – один из важнейших и во многом решающих этапов жизни человека. У него свои законы, свои «параметры», только ему присущие пространство и время. Поэтому и театр детей должен быть особенным.

Нужен поиск новых форм. Сегодняшний детский театр зачастую живет в формах театра профессионального: фестивали, смотры, награды «победителям» – сознательно беру это слово в кавычки. О какой «победе» может идти речь?! Ведь ребенок, поступая в театральный кружок, приходит туда вовсе не затем, чтобы кого-то или что-либо «побеждать». А если уж и употреблять этот термин, то речь может идти только о победе над самим собой, о преодолении с помощью театра своих собственных проблем и трудностей: недостатка общения, неумения или страха коммуникаций с людьми и миром. Вот мы уже двадцать лет проводим «фестиваль общения», он называется «Дни театра в «Зеркальном». Мы просто вывозим детские театральные коллективы (а их набирается до 40 студий – это почти 500 детей) за город, в центр «Зеркальный», и живем там все вместе на протяжении почти двух недель. Играем спектакли, устраиваем общие обсуждения, театральные игры, праздники, гуляем по лесу, учимся думать, видеть, слышать друг друга. Это так важно! Но там нет победителей и побежденных. И что удивительно: каждый раз туда приезжают наши выпускники – сто, а то и больше взрослых уже людей, которые когда-то бывали тут детьми.


– Существует ли проблема подготовки режиссерских кадров для детских театральных коллективов?

– Этот вопрос стоит очень остро. В прошлом году мы совместно со Смольным институтом и Гуманитарным университетом профсоюзов провели Открытый петербургский форум, который был посвящен вопросам театра детей и школьной театральной педагогике. Я уверен, что такую работу нужно продолжать. Весьма перспективным мне видится укрепление связи вузовского курса с живой практикой детских театральных коллективов. Детскому театру нельзя научиться только на школьной скамье, нужно быть в гуще его событий. Сегодня этого явно недостает.


– Способствуют ли различные праздники и фестивали развитию детского театрального коллектива и воспитанию в нем неординарной личности?

– Что понимать под развитием? Если речь идет о глубинных процессах развития личности, то, пожалуй, нет. Эти процессы требуют кропотливого, последовательного и по большей части незаметного труда. Личность вообще и внутренний мир ребенка в частности устроены сложно, противоречиво, порой парадоксально. Традиция же праздника, как правило, тяготеет к некой схематичности, если не сказать больше – к примитивности. Ну чего стоят все эти фанфары и флаги, все эти торжественные речи, сопровождающие вручение победных дипломов, грамот и прочих бесполезных бумажек! Ведь ребенок, повторю это еще раз, приходит в театральный коллектив за собственным раскрытием, совершенствованием, возможностью обнаружить в себе художника. И если уж праздновать что-то, то именно это: что какой-нибудь мальчик или какая-нибудь девочка стали больше читать, чаще ходить в театры, глубже понимать искусство.

Помню, мама одного из моих воспитанников однажды с изумлением спросила: «Скажите, что вы сделали с моим сыном? Он стал читать!». Признаюсь, это было для меня самой высокой оценкой моего труда, более важной, нежели бы мне вручили очередной диплом за очередную постановку. И, повторяю, если уж и устраивать праздник детского театра, то он должен быть именно таким – отвечающим неприметным внешне, но драгоценным переменам в душах и умах наших детей. Великий российский драматург Александр Володин, посетив однажды ТЮТ, сказал об этом так: «Грустный праздник театра». По-моему, прекрасное определение...


– Ваши серьезные неосуществленные проекты за эти сорок лет?

– Сложный вопрос... Мне бы хотелось осуществить мечту моего учителя Матвея Григорьевича Дубровина и создать в нашем городе детский театральный центр, который бы собирал на своей сцене юных любителей театра и их руководителей со всей страны. А может быть, и со всего мира. Уверен, что это было бы уникальное место, и оно органично вписалось бы в культурное и педагогическое пространство Петербурга.


– У Владимира Маяковского есть строчка: «Театр не отображающее зеркало, а увеличивающее стекло». Что увеличивает детский театр именно сегодня?

– Душу увеличивает. Делает ее свободнее, выше, чище. Открывает перед нашими детьми Прекрасное, помогает им стать культурными, образованными, порядочными людьми. И если совсем уж высоко: театр детей увеличивает количество добра в мире. И не только сегодня. Всегда и в любые времена.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 020 (5393) от 06.02.2015.

Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...

Гений места движет фестиваль
25 Мая 2017

Гений места движет фестиваль

XXV, международный фестиваль «Дворцы Санкт-Петербурга» откроется 31 мая в Эрмитажном театре концертным исполнением оперы «Сельская честь» Масканьи.

Великая Победа глазами потомков
19 Мая 2017

Великая Победа глазами потомков

В нарядном недавно отреставрированном Доме журналиста на Невском вчера было непривычно, по-школьному, шумно...

Вся ночь впереди
19 Мая 2017

Вся ночь впереди

Завтра в 10-й раз в Петербург придет «Ночь музеев» - одно из главных культурных событий года.

Гранатовый браслет из Гатчины
02 Мая 2017

Гранатовый браслет из Гатчины

В Гатчине подвели итоги XXIII кинофестиваля «Литература и кино».

Кармен-сюита
25 Апреля 2017

Кармен-сюита

Удивительное дело: ни в одной другой экранизации не было так очевидно, что эти двое совершенно не созданы друг для друга...

Уважение рождается в борьбе
09 Марта 2017

Уважение рождается в борьбе

Благодаря музею Исаакий стал гражданской святыней, обрел значение, которое выдвинуло его в первый ряд памятников Петербурга. Музеи всегда оказываются на передовой линии борьбы за цивилизацию. Они подч...

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит
02 Февраля 2017

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит

Я написал письмо Патриарху Кириллу. Пресс-секретарь Святейшего сообщил, что Патриарх готов встречаться и обсуждать эти вопросы.

Как сэкономить на культуре
15 Декабря 2015

Как сэкономить на культуре

Посещение музеев, особенно всей семьей, обычно влетает в копеечку и для многих становится роскошью. Сегодня мы расскажем о том, как можно сэкономить, напомним о бесплатных днях и льготах.