Училкин класс

Фильм «Училка» режиссера Алексея Петрухина вышел в прокат. Хотя на премьере зрители и говорили, что это первая в своем роде картина, ясно, что она наследует множеству «школьных» лент и советского времени («Доживем до понедельника», «Чужие письма»), и недавних российских – можно вспомнить «Географ глобус пропил» и сериал «Школа» Валерии Гай Германики.

Училкин класс |

Камера носится по большой затемненной квартире, под тревожную «триллеровую» музыку пролетает мимо торшеров Тиффани, мимо кожаного дивана. На диване прикорнула под пледом изможденная немолодая женщина. Училка (в прекрасном исполнении Ирины Купченко). Скоро она встанет и поплетется в школу, преподавать историю одиннадцатиклассникам, которые в гробу видали и предмет, и школу, и саму училку – доводят ее до истерики, задирают. Она им отвечает взаимностью: «прыщи», пустые места, которых ничто не интересует в жизни, кроме порносайтов и шмоток. «Самым страшным последствием перестройки стало ваше поколение».

Впрочем, скоро у нее появляется шанс реализовать метафору насчет гроба буквально. Случайно к училке в руки попадает настоящий пистолет, принесенный одним из учеников, юным бандитом. За запертой дверью под дулом пистолета класс должен выучить и сдать пройденный материал по истории, а кто не сдаст – сам станет историей. Такой вот урок.

Школьная тематика всегда предлагает заранее известные темы: недостатки образования, конфликт учителя и учеников, конфликт ученика с остальным классом – и «Училка» не пыталась их избегать. «ЕГЭ похоже на «Угадай мелодию», а педагоги не нужны, нужны менеджеры по получению образования», – говорит главная героиня.

Но для «социальной картины» «Училка» слишком условна, слишком мечется между триллером, драмой и фарсом. Правда, как часто бывает в российском кино, это не кропотливое соединение разных элементов, а, скорее, аналог перепадов настроения у неуравновешенного человека. Дело тут, кажется, в неспособности режиссера определить, какую же интонацию он избрал, говорит ли с сарказмом или всерьез.

Наверное, больше «Училка» позаимствовала из зарубежной традиции подростковых антиутопий – от кровавой «Королевской битвы» с Такеши Китано до недавних «Голодных игр» и массы других. Тут обычно цель – еще сильнее обострить конфликт, сделать школу или подростковый коллектив метафорой социума вообще. Режиссер Петрухин так и говорит: «Это басня, притча о современном российском обществе». Естественно, что училкин класс собран из российских типических персонажей: тут и мажор, нацелившийся в МГИМО, и серая отличница-зубрилка, и бандит, и конспиролог, и либерал, и «мигрант», и мещанин-халявщик. Друг друга они все, в общем, ненавидят. Поэтому спасти сами себя не могут.

Каждый из героев, получая в руки пистолет, неспособен действовать к общему благу. То есть просто отобрать ключ и вывести всех из класса. Каждый берет остальных на мушку и выставляет свои требования.

«Училка» – фильм затянутый, с деревянными диалогами и невнятным монтажом. Однако очень важный. В нем сформулировано что-то существенное для нынешнего момента. Но не то, о чем, видимо, думали создатели.

– Вряд ли у кого-то возникла мысль, что она в ученика выстрелит, – сказала мне исполнительница главной роли Ирина Купченко. – Она ведь стреляла поверх голов. И она не в заложники взяла класс. Моя героиня просто использовала этот шанс, взяв на себя всю ответственность, хотя могла сдать в милицию мальчика с пистолетом... По большому счету это ее жертва. В жизни бывают такие моменты, когда человеку нужно принести жертву, чтобы что-то сдвинулось с мертвой точки, изменилось. И в этом классе, по нашей задумке, что-то меняется.

– В баснях разговаривают животные, – напомнил режиссер Петрухин. – Не удивляйтесь, что в нашей басне разговаривает пистолет. Оружие – это просто метафора.

Но пистолет не может быть слабой, произвольной метафорой. Оружие – всегда конкретный символ власти, насилия и угрозы смерти. Об этом прекрасно знает, например, режиссер Тарантино, которого упрекают за жесткость в фильмах. Но у Тарантино направленное в человека оружие никогда не остается без последствий, не забывается безнаказанно, не может не создать новых проблем.

Если это российское общество – то, согласно «Училке», состоит оно из разобщенных групп, находящихся в состоянии «войны всех против всех». Единственным шансом на выживание, по мысли режиссера, оказывается добровольное подчинение насилию, диктующему идеологические нормы.

Смягчающее воздействие, впрочем, оказывает неизбежный «стокгольмский синдром»: подчинившись сильному сперва под угрозой смерти, постепенно начинаешь любить и принимать эту власть насилия.

Публика премьеры, состоящая в основном из приглашенных школьных работников, встретила фильм об учительнице, направившей оружие на детей, настоящей овацией. «Спасибо за такую героиню! Она людей из них сделала!» И это лучшее подтверждение тому, что фильм отразил нечто важное.

Спасибо «Училке». Вместе со школьниками из фильма мы тоже многое поняли.



Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 226 (5597) от 02.12.2015.


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 Августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 Августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 Августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 Июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 Июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 Июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 Июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 Июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 Июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 Июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 Июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?