Ученый не любил аттракционы
Первую капитальную 600-страничную книгу в новой серии «Петергофская летопись» выпустил ГМЗ «Петергоф». В ней впервые опубликованы научные труды по истории дворцов, парков, фонтанов, созданные Николаем Архиповым (1887 - 1967) - первым директором музеев и парков знаменитого заповедника.

Иллюстрация xtock/shutterstock.com
По словам Елены Кальницкой, генерального директора ГМЗ «Петергоф», Архипов был настоящим ученым, исследователем архивов, которому часто улыбалась удача. Начиная новую книжную серию, сотрудники музея отдают дань памяти и уважения своим предшественникам.
Выходец из крестьян, Архипов окончил Петербургский университет, учительствовал в Вытегре, дружил с поэтом Николаем Клюевым. В 1924 году пришел в Петергоф, быстро адаптировался к новой среде, превращая дворцы, где жили цари, в художественные музеи, восстанавливая планировку парков. Он выступал против того, чтобы на каждом дереве висел политический лозунг, чтобы «аттракционы душили посетителя и опустошали его карман».
Через несколько лет Архипова обвинили в том, что он стал хранителем «царских горшков и штанов». Он пишет руководителям культуры Ленинграда о том, что в Петергофе из-за прекращения финансирования реставрации нет ни одного полностью исправного фонтана. Ему отвечают директивой: «...предложить стахановцам бывшие царские дворцы не только для обозрения, но для устройства зимних торжественных встреч, празднеств, интимных вечеров и балов». В 1924 году в музейный комплекс входило 36 объектов, к началу 1937-го - 11, остальные стали базами отдыха.
Архипов решает уйти после окончания летнего строительного сезона, но его увольняют раньше «за связь с врагами народа» и отправляют в ГУЛАГ. После войны Архипову разрешили поселиться сначала в Гатчине и только летом 1953 года - в Ленинграде. Его приглашали вернуться руководить «Петергофом», но он предпочел работу в ГИОП, где готовил подробные исторические справки, необходимые реставраторам. Например, Архипов доказал, что лаковые панно для Китайского кабинета «Монплезира» создавали русские мастера - Иван Тиханов и Перфилий Федоров. Поэтому для реставрации панно привлекли художников из Палеха.
В 2018 году ГМЗ «Петергоф» исполняется 100 лет. К этому времени «Летопись» должна пополниться книгами об Анатолии Шеманском, Вадиме Знаменове, Федоре Бернштаме, архив которого сейчас передается музею из частного собрания.
Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 216 (5833) от 18.11.2016.
Самое читаемое



Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?
Комментарии