Главная городская газета

Ученый не любил аттракционы

Каждый день
свежий pdf-номер газеты
в Вашей почте

Бесплатно
Свежие материалы Культура

Главные лица моды Петербурга представят «Ассоциации» в Царском Селе

Ежегодный проект проводит своей десятый сезон в пригороде Петербурга. Кто станет его участником? Читать полностью

Запах «Счастья» в Летнем саду

Как связаны «Пирамида», «Коронный», «Прекрасное ожерелье» и картины из овощей - в нашем специальном материале. Читать полностью

Выставка буддийского искусства открылась в Петербурге

Вниманию посетителей готовы представить порядка ста уникальных произведений IX - XVIII веков. Читать полностью

Фестиваль «Михайловское» прошел в Пушкинских Горах

Студенты Пушкинского театрального центра представили пушкиноогорцам свои премьерные спектакли. Читать полностью

«Петербург» в Театре на Васильевском

С драматургом Юлией Тупикиной - автором популярной пьесы - встретился автор «СПб ведомостей». Читать полностью

Первая балетная школа России отпраздновала юбилей

В течение трех дней на сцене Мариинского театра сдавали экзамен выпускники Академии русского балета имени А. Я. Вагановой.
Читать полностью
Ученый не любил аттракционы | Иллюстрация xtock/shutterstock.com

Иллюстрация xtock/shutterstock.com

Первую капитальную 600-страничную книгу в новой серии «Петергофская летопись» выпустил ГМЗ «Петергоф». В ней впервые опубликованы научные труды по истории дворцов, парков, фонтанов, созданные Николаем Архиповым (1887 - 1967) - первым директором музеев и парков знаменитого заповедника.

По словам Елены Кальницкой, генерального директора ГМЗ «Петергоф», Архипов был настоящим ученым, исследователем архивов, которому часто улыбалась удача. Начиная новую книжную серию, сотрудники музея отдают дань памяти и уважения своим предшественникам.

Выходец из крестьян, Архипов окончил Петербургский университет, учительствовал в Вытегре, дружил с поэтом Николаем Клюевым. В 1924 году пришел в Петергоф, быстро адаптировался к новой среде, превращая дворцы, где жили цари, в художественные музеи, восстанавливая планировку парков. Он выступал против того, чтобы на каждом дереве висел политический лозунг, чтобы «аттракционы душили посетителя и опустошали его карман».

Через несколько лет Архипова обвинили в том, что он стал хранителем «царских горшков и штанов». Он пишет руководителям культуры Ленинграда о том, что в Петергофе из-за прекращения финансирования реставрации нет ни одного полностью исправного фонтана. Ему отвечают директивой: «...предложить стахановцам бывшие царские дворцы не только для обозрения, но для устройства зимних торжественных встреч, празднеств, интимных вечеров и балов». В 1924 году в музейный комплекс входило 36 объектов, к началу 1937-го - 11, остальные стали базами отдыха.

Архипов решает уйти после окончания летнего строительного сезона, но его увольняют раньше «за связь с врагами народа» и отправляют в ГУЛАГ. После войны Архипову разрешили поселиться сначала в Гатчине и только летом 1953 года - в Ленинграде. Его приглашали вернуться руководить «Петергофом», но он предпочел работу в ГИОП, где готовил подробные исторические справки, необходимые реставраторам. Например, Архипов доказал, что лаковые панно для Китайского кабинета «Монплезира» создавали русские мастера - Иван Тиханов и Перфилий Федоров. Поэтому для реставрации панно привлекли художников из Палеха.

В 2018 году ГМЗ «Петергоф» исполняется 100 лет. К этому времени «Летопись» должна пополниться книгами об Анатолии Шеманском, Вадиме Знаменове, Федоре Бернштаме, архив которого сейчас передается музею из частного собрания.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook