Учебному театру на Моховой исполнилось 60 лет
Одним из первых событий юбилейного сезона стал День первокурсника.

ФОТО Pixabay
На самом деле история этого места началась гораздо раньше. Здание нынешнего театра было построено в конце XIX столетия по проекту гражданского инженера Ричарда Берзена на деньги мецената Вячеслава Тенишева. Здесь разместилось частное коммерческое училище, задачей которого стало воспитание «нового российского деятеля», образованного, мыслящего. В его классах получали образование будущие ученые, музыканты, писатели и поэты. В том числе Осип Мандельштам и Владимир Набоков. В его самой большой аудитории (теперь она стала театральным залом) выступали Анна Ахматова, Сергей Есенин, Владимир Маяковский, а Всеволод Мейерхольд поставил спектакль по блоковским «Незнакомке» и «Балаганчику».
После революции здесь жил и работал Театр юного зрителя, в фойе играл спектакли Театр кукол под руководством Евгения Деммени. А в 1962 году на его сцену впервые вышли студенты Ленинградского института театра, музыки и кинематографии (нынешнего Института сценических искусств). Курс Леонида Макарьева представил постановку «Дело, которому ты служишь» по роману Юрия Германа.
Потом были и другие спектакли, часть из которых теперь стала легендами — «Зримая песня» курса Георгия Товстоногова, «Братья и сестры» Аркадия Кацмана и Льва Додина… Истории Учебного театра посвящена выставка, которая открылась в его фойе этой осенью. На стендах собраны фотографии и афиши, программки спектаклей и отрывки рецензий.
Впрочем, как рассказывает ректор Института сценических искусств Наталья Пахомова, «Учебный театр связан не только с великими именами, но и с нынешними студентами, которые именно здесь в первый раз выходят на большую сцену, мы надеемся, что она принесет им удачу».
День первокурсника традиционно проводили в Учебном театре на протяжении многих лет. Потом традиция прервалась, но еще до пандемии институт решил ее возродить. И вот теперь праздник состоялся. На сцену, оформленную в духе супрематизма (искусства будущего), вышли студенты актерского и режиссерского факультетов, начинающие кукольники, художники, театроведы, продюсеры, технологи… Все те, кто поступил в институт этим летом. Они проучились уже почти целый семестр и, как считает ректор, «наконец‑то поняли, куда попали». А потому представление, сложившееся из номеров, которые они подготовили, прошло под девизом «Хулиганить так хулиганить». Студенты пели и танцевали, рисовали и показывали кино, вспоминали любимые упражнения из актерского тренинга, шутили сами над собой и демонстрировали свои успехи. Да, они уже поняли, что учиться в театральном — огромный труд, постоянный недосып и преодоление себя. Но у них есть и ресурсы — кипучая энергия, азарт, гремучая смесь вдохновения и отчаяния, побед и поражений.
Зал реагировал бурно. Педагоги по ходу действия обсуждали своих студентов («совсем был потерянный мальчик, но вот наконец обрел дыхание»; «была спящая царевна, но я ее вытащила»). Продюсерский курс строил планы совместной работы с артистами. Зрители поддерживали выступающих так бурно, что казалось — это часть представления.
Ну и, конечно, это было только начало юбилейного сезона. В планах — показы студенческих спектаклей (афишу можно найти на сайте Учебного театра) и большой праздник по случаю Дня театра (27 марта). «Для зрителей это возможность увидеть будущих звезд», — говорит Наталья Пахомова. Для студентов — начало пути.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 208 (7291) от 07.11.2022 под заголовком «Их дом — театр».
Материалы рубрики
ТЮЗ имени Брянцева примет участие в Международном театральном фестивале «Фаджр» в Тегеране
Клубу международного гуманитарного сотрудничества «Сила в дружбе» исполнилось 30 лет
Обыкновенное чудо. Ольга Карленко четверть века руководит детским коллективом «Театр-класс»
Вперед, к Островскому! Петербург готовится к юбилею драматурга
Самое читаемое



Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?
Комментарии