Участникам клуба «Библиофильский улей» представили собрание Николая Лихачева

У завсегдатаев клуба «Библиофильский улей» буквально глаза разбегались при взгляде на богатство, которое было представлено им в Санкт-Петербургском институте истории РАН на Петрозаводской улице. Встреча была посвящена книжным редкостям из хранящегося там собрания академика Николая Петровича Лихачева — историка, источниковеда, коллекционера, которого Институт истории считает своим «прародителем».

Участникам клуба «Библиофильский улей» представили собрание Николая Лихачева | Этот альбом с видами Страсбурга, который вызвал всеобщий интерес, был издан в Париже в середине XVIII века и хранился в родовой библиотеке Лихачевых в «Полянках»./ФОТО автора

Этот альбом с видами Страсбурга, который вызвал всеобщий интерес, был издан в Париже в середине XVIII века и хранился в родовой библиотеке Лихачевых в «Полянках»./ФОТО автора

Раритеты, которые включает собрание, нечасто показывают широкой публике. А ведь библиотека настолько богата и разнообразна, что можно едва ли не каждый месяц устраивать выставки, ни разу не повторяясь, — рассказала главный библиограф отдела БАН при Санкт-Петербургском институте истории Елена Панченко.

Николай Лихачев происходил из старинного дворянского рода, его имение «Полянки» находилось в Казанской губернии. Еще в свои ранние годы он вошел в круг казанских библиофилов, а ввел его в это сообщество Андрей Николаевич Островский — друг семьи и младший брат знаменитого драматурга.

В своей «Генеалогической истории одной помещичьей библиотеки» Николай Петрович вспоминал, что его собрание началось с книги аббата Лорана Борделона, изданной в конце XVIII века. Она сохранилась и ныне занимает почетное место в коллекции. На обложке — владельческая запись Александра Логиновича Лихачева — прапрадеда ученого.

По словам Елены Панченко, весьма любопытно по книгам следить за сменой поколений. К примеру, меньше всего книг в библио­теке имеют пометки прадеда ученого Семена Александровича — заядлого охотника, пустившего на ветер большую часть родительского имения…

Тяжело удержать в руках облаченную в солидный кожаный переплет рукописную курсовую работу Николая Лихачева, в ту пору студента третьего курса Императорского Казанского университета. Посвящена она была четвертому крестовому походу и Латинской империи. Как отмечает главный библиограф, по почерку видно, что записи делал не Лихачев, курсовая работа переписана набело переписчиком, однако пометки на полях, без всякого сомнения, принадлежат самому будущему коллекционеру.

Рядом — не менее увесистый фолиант магистерской диссертации «Разрядные дьяки XVI века». На обложке — дарственная надпись жене: «Дорогой моей Наташе в день ее ангела 26 августа 1894 года». Это был один из подарков, который сделал Николай Лихачев своей супруге после свадьбы…

Коллекционером он был очень увлеченным, его интересовали самые разные виды печатной продукции. В собрание попала даже поучительно-образовательная карточная игра «В пользу и забаву малолетним детям», напечатанная в конце XVIII века. Ее автор — Петр Шелехов, дальний родственник знаменитого путешественника. Поразительно, что колода абсолютно полная, без каких‑либо утрат. Все карты на месте — от шес­терки до тузов. На каждой указаны сведения по физической и экономической географии различных регионов Российской империи.

С большим азартом Николай Петрович коллекционировал «летучие издания» — так раньше называли листовки и объявления. Почему ему было так интересно собирать именно эти материалы, он сам объяснял таким образом: «Обилие летучих листков и брошюр всегда соответствовало моменту особого подъема человеческого духа. В них отражались общественные брожения и народные страсти…».

Красочное объявление о коронации Александра II — яркий пример того, что нередко вещи, в которых современники не видят ничего ценного, со временем становятся предметом коллекционирования, — говорит Панченко. — Объявление было напечатано тиражом 24 тысячи, его раздавали бесплатно жителям, вешали в лавках и трактирах. А нынче сохранились лишь считанные экземпляры. На этом видна даже дырка от гвоздя: возможно, он висел в ­чьей‑нибудь мастерской. Тогда никто не видел в этом листке особой ценности, а спустя всего полвека Лихачев выложил кругленькую сумму, чтобы его приобрести.

И, наконец, об изданиях, на которых есть дарственные надписи. Нетрудно предположить, что таковых в коллекции у Лихачева, обладавшего огромным кругом знакомств среди деятелей науки и культуры, было немало. Упомянем лишь запись священника Павла Флоренского. Она была сделана на оттиске из «Богословского вестника» 23 февраля 1917 года, всего за несколько дней до крушения монархии, и гласила: «Глубокоуважаемому Николаю Петровичу Лихачеву, с чувством радости при мысли о крепости России, пока живут на ней Лихачевы».


#книга #собрание #РАН

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 63 (7392) от 10.04.2023 под заголовком «Коллекционер «летучих изданий»».


Комментарии