У высоких берегов гламура

На экраны кинотеатров вышел фильм Романа Прыгунова «Духless-2» – продолжение «повести о ненастоящем человеке» по одноименному произведению Сергея Минаева.

У высоких берегов гламура |

Главный герой Макс Андреев (Данила Козловский) теперь в раю. Рай находится на островах Бали, там океан, высокие волны, пляж, сладостное ничегонеделание, всех забот – в какой именно цвет выкрасить доску для серфинга. Непременно в белый – символ нового начала, чистого листа. Бывший успешный топ-менеджер осуществил голубую мечту офисного «колобка» – ушел и от бабушки, и от дедушки, и от правоохранительных органов, и от надоевшей конторы. Все правильно сделал – подтверждает француз Доминик Пинон, чье присутствие в кадре добавляет респектабельности зрелищу.

Однако далекая родина (за ностальгию по которой отвечает стеклянный шар со снежком внутри) нашла своего блудного сына, оставила сверток с героином в его новом жилище, вытащила из местной тюрьмы и, как был в шортах и тапках, так и отправила назад, домой, в Москву. Макс Андреев нужен органам: из него, находящегося под следствием и лишенного загранпаспорта, может выйти перспективный стукач. Спасенный Максом на Бали новичок-серфер (Милош Бикович) оказался главой госкорпорации, на которую надо найти компромат. Кому надо? Нужным людям: молодой майор (Павел Ворожцов) хочет вторую звездочку на погоны, генерал МВД (замечательный Сергей Бурунов, знакомый по блестящим пародиям в «Большой разнице») хочет много денег, его любовница, знойная дива МВД, – много денег, дорогих картин и трепетного внимания к своим идиотским стихам (параллели со страдающей госпожой Васильевой слишком прозрачны), а большой начальник – не просто много денег, но и ту самую госкорпорацию целиком. Хорошие люди, надо помочь.

Лакомая корпорация занимается какими-то инновациями – более-менее любыми, все равно пока ничего не получается. Для успеха всего гигантского предприятия нужно немного – чтобы практическое руководство взял на себя все тот же Макс Андреев. «В Москве теперь другие волны, и их надо седлать», – уговаривал его еще на Бали двойник-искуситель. Герои «Духless-2» весь фильм пытаются убедить себя и друг друга в том, что «в России все опять изменилось», но что именно изменилось и каким образом – в этом они не слишком тверды.

Инновационная госкорпорация буквально сверкает новизной: ее сотрудники сияют молодостью и свежестью, ее сотрудники, талантливые программисты, придумывают очередной вариант виртуальной валюты, ее куратор – «чиновник 2.0» (Владимир Симонов) даже ведет свой «Твиттер» и примеряет очки с дисплеем. Еще буквально чуть-чуть, и все эти инновации образуют новый тренд и окончательно победят коррупцию – что и упрочит навеки те самые «московские изменения». «Главный гаджет у нас – газовый вентиль», – сама возможность смелой шутки предполагает, что ситуацию можно будет преодолеть. Однако, как выясняется, корпорация мечты и сама погрязла в коррупции самого примитивного толка. А «Духless-2» со всей его наивной и стилистически неблагополучной минаевской риторикой сам выпал из тренда, выйдя на экраны в тот момент, когда пафос технологического прогресса сменился пафосом «крови и почвы».

«Гламур больше не в моде», – продолжают твердить герои, настаивая на идее «изменений» и «других волн». И тут же идут выбирать дорогие машинки, примерять разноцветные галстучки и прочие нарядные штучки. Бывший «клипмейкер» Роман Прыгунов и оператор Павел Кипнос не могут противиться давнему соблазну и по-прежнему снимают длинный рекламный ролик, в каждом вылизанном кадре эффектно продавая сияющие огнями высотные здания из стекла и бетона, гладкие физиономии успешных менеджеров (Милош Бикович играет и вовсе пластикового персонажа), богато обставленные интерьеры, солидные бутики, солнечные пляжи, большие волны, усыпанного стразами Чебурашку и стихи Бродского (для этого их всего-то надо пустить в рэповой обработке). Сценарий (в котором Сергей Минаев, к счастью, определял не все, а большую часть работы выполнил Михаил Идов) пытается убедить зрителя в том, что перед нами – политический триллер, но «картинка» то и дело сбивается на проморолик патентованного средства от морщин.

Потратив час экранного времени на то, чтобы переодеть главного героя, фильм с дивной быстротой расправляется с остатками сюжета. Макс борется с муками совести, Макс обнаруживает правду, Макс выполняет заказ, Макс получает загранпаспорт («А у меня нет загранпаспорта, – выдает майор милиции лучшую шутку фильма, – я подожду, пока везде Россия будет!»). Макс едет в аэропорт, однако разворачивает машину (вняв, что характерно, патриотическому призыву, начертанному на рекламных растяжках). Макс обращается к прессе с разоблачительным заявлением. И вот когда торжество справедливости и счастливый финал, словно взятый из сценарного голливудского учебника, уже кажутся неотвратимыми, приближается настоящий финал.

Энергичная музыка смолкает, наступает небывалая в Москве тишина, такая, в которой слышно каждую птичку. Притихшую обезлюдевшую улочку перегораживает кортеж такой солидности, что в его принадлежности не остается сомнений. Максу Андрееву очень вежливо предлагают сесть в машину. На заднем сиденье видна лишь тень. Диалог с «богом из машины» (авторы фильма нашли буквальное воплощение для классического театрального термина) недоступен зрителям – как простым смертным. Только тишина, только птички. Макс обещает «подумать», тень меланхолично кивает.

В следующем кадре Макс, сияя белозубой улыбкой, сообщает многотысячной толпе на безусловно одобренном митинге о том, что у него «есть мечта». Пародия на знаменитую речь Мартина Лютера Кинга принимается за чистую монету. Предполагается ли продолжение – «Духless-3», – где Макс станет политиком, пока неизвестно. Во всяком случае галстуки он выбирать уже умеет. Осталось завести «Твиттер».


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 043(5416) от 13.03.2015.


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?

Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили  в Румынии – это дешевле»
22 Января 2019

Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили в Румынии – это дешевле»

Народная артистка России празднует сегодня юбилей – 80 лет. Наш автор пообщался с актрисой.

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова
10 Января 2019

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова

Его учеников-актеров было так много, что из них в Ленинграде с нуля был создан новый театр – Молодежный, который жив и сегодня.

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург
19 Декабря 2018

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург

Глава Эрмитажа – о прошедшем Дне музея и о том, что можно делать на Дворцовой площади.

«Иллюстратор» на фоне истории
13 Декабря 2018

«Иллюстратор» на фоне истории

Книга известного петербургского кинематографиста Дмитрия Долинина построена на воспоминаниях художника-иллюстратора Петра Воскресенского. Разберем ее составляющие.

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге
08 Октября 2018

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге

Фильм, снятый лидером Всероссийского мотоклуба «Ночные волки», представили в День рождения президента России.

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Александр Петров, родившийся заново
01 Февраля 2018

Александр Петров, родившийся заново

Саша Петров поставил исповедальное поэтически-музыкальное шоу «#Зановородиться» по собственным стихам и издал книгу, которая вышла в январе.

Топ-100 от РОСФОТО
17 Июля 2017

Топ-100 от РОСФОТО

Свое 15-летие музейно-выставочный центр РОСФОТО отмечает выставкой ста лучших фотографий из собственной коллекции.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Юность покоряет олимп в Петербурге
20 Июня 2017

Юность покоряет олимп в Петербурге

На XXII международном фестивале «Музыкальный олимп» выступили лауреаты самых престижных конкурсов последних лет из семнадцати стран, среди которых значились не только США и Германия, но также Египет, ...