У высоких берегов гламура

На экраны кинотеатров вышел фильм Романа Прыгунова «Духless-2» – продолжение «повести о ненастоящем человеке» по одноименному произведению Сергея Минаева.

У высоких берегов гламура |

Главный герой Макс Андреев (Данила Козловский) теперь в раю. Рай находится на островах Бали, там океан, высокие волны, пляж, сладостное ничегонеделание, всех забот – в какой именно цвет выкрасить доску для серфинга. Непременно в белый – символ нового начала, чистого листа. Бывший успешный топ-менеджер осуществил голубую мечту офисного «колобка» – ушел и от бабушки, и от дедушки, и от правоохранительных органов, и от надоевшей конторы. Все правильно сделал – подтверждает француз Доминик Пинон, чье присутствие в кадре добавляет респектабельности зрелищу.

Однако далекая родина (за ностальгию по которой отвечает стеклянный шар со снежком внутри) нашла своего блудного сына, оставила сверток с героином в его новом жилище, вытащила из местной тюрьмы и, как был в шортах и тапках, так и отправила назад, домой, в Москву. Макс Андреев нужен органам: из него, находящегося под следствием и лишенного загранпаспорта, может выйти перспективный стукач. Спасенный Максом на Бали новичок-серфер (Милош Бикович) оказался главой госкорпорации, на которую надо найти компромат. Кому надо? Нужным людям: молодой майор (Павел Ворожцов) хочет вторую звездочку на погоны, генерал МВД (замечательный Сергей Бурунов, знакомый по блестящим пародиям в «Большой разнице») хочет много денег, его любовница, знойная дива МВД, – много денег, дорогих картин и трепетного внимания к своим идиотским стихам (параллели со страдающей госпожой Васильевой слишком прозрачны), а большой начальник – не просто много денег, но и ту самую госкорпорацию целиком. Хорошие люди, надо помочь.

Лакомая корпорация занимается какими-то инновациями – более-менее любыми, все равно пока ничего не получается. Для успеха всего гигантского предприятия нужно немного – чтобы практическое руководство взял на себя все тот же Макс Андреев. «В Москве теперь другие волны, и их надо седлать», – уговаривал его еще на Бали двойник-искуситель. Герои «Духless-2» весь фильм пытаются убедить себя и друг друга в том, что «в России все опять изменилось», но что именно изменилось и каким образом – в этом они не слишком тверды.

Инновационная госкорпорация буквально сверкает новизной: ее сотрудники сияют молодостью и свежестью, ее сотрудники, талантливые программисты, придумывают очередной вариант виртуальной валюты, ее куратор – «чиновник 2.0» (Владимир Симонов) даже ведет свой «Твиттер» и примеряет очки с дисплеем. Еще буквально чуть-чуть, и все эти инновации образуют новый тренд и окончательно победят коррупцию – что и упрочит навеки те самые «московские изменения». «Главный гаджет у нас – газовый вентиль», – сама возможность смелой шутки предполагает, что ситуацию можно будет преодолеть. Однако, как выясняется, корпорация мечты и сама погрязла в коррупции самого примитивного толка. А «Духless-2» со всей его наивной и стилистически неблагополучной минаевской риторикой сам выпал из тренда, выйдя на экраны в тот момент, когда пафос технологического прогресса сменился пафосом «крови и почвы».

«Гламур больше не в моде», – продолжают твердить герои, настаивая на идее «изменений» и «других волн». И тут же идут выбирать дорогие машинки, примерять разноцветные галстучки и прочие нарядные штучки. Бывший «клипмейкер» Роман Прыгунов и оператор Павел Кипнос не могут противиться давнему соблазну и по-прежнему снимают длинный рекламный ролик, в каждом вылизанном кадре эффектно продавая сияющие огнями высотные здания из стекла и бетона, гладкие физиономии успешных менеджеров (Милош Бикович играет и вовсе пластикового персонажа), богато обставленные интерьеры, солидные бутики, солнечные пляжи, большие волны, усыпанного стразами Чебурашку и стихи Бродского (для этого их всего-то надо пустить в рэповой обработке). Сценарий (в котором Сергей Минаев, к счастью, определял не все, а большую часть работы выполнил Михаил Идов) пытается убедить зрителя в том, что перед нами – политический триллер, но «картинка» то и дело сбивается на проморолик патентованного средства от морщин.

Потратив час экранного времени на то, чтобы переодеть главного героя, фильм с дивной быстротой расправляется с остатками сюжета. Макс борется с муками совести, Макс обнаруживает правду, Макс выполняет заказ, Макс получает загранпаспорт («А у меня нет загранпаспорта, – выдает майор милиции лучшую шутку фильма, – я подожду, пока везде Россия будет!»). Макс едет в аэропорт, однако разворачивает машину (вняв, что характерно, патриотическому призыву, начертанному на рекламных растяжках). Макс обращается к прессе с разоблачительным заявлением. И вот когда торжество справедливости и счастливый финал, словно взятый из сценарного голливудского учебника, уже кажутся неотвратимыми, приближается настоящий финал.

Энергичная музыка смолкает, наступает небывалая в Москве тишина, такая, в которой слышно каждую птичку. Притихшую обезлюдевшую улочку перегораживает кортеж такой солидности, что в его принадлежности не остается сомнений. Максу Андрееву очень вежливо предлагают сесть в машину. На заднем сиденье видна лишь тень. Диалог с «богом из машины» (авторы фильма нашли буквальное воплощение для классического театрального термина) недоступен зрителям – как простым смертным. Только тишина, только птички. Макс обещает «подумать», тень меланхолично кивает.

В следующем кадре Макс, сияя белозубой улыбкой, сообщает многотысячной толпе на безусловно одобренном митинге о том, что у него «есть мечта». Пародия на знаменитую речь Мартина Лютера Кинга принимается за чистую монету. Предполагается ли продолжение – «Духless-3», – где Макс станет политиком, пока неизвестно. Во всяком случае галстуки он выбирать уже умеет. Осталось завести «Твиттер».


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 043(5416) от 13.03.2015.

Комментарии

Самое читаемое

#
#
Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...

Гений места движет фестиваль
25 Мая 2017

Гений места движет фестиваль

XXV, международный фестиваль «Дворцы Санкт-Петербурга» откроется 31 мая в Эрмитажном театре концертным исполнением оперы «Сельская честь» Масканьи.

Великая Победа глазами потомков
19 Мая 2017

Великая Победа глазами потомков

В нарядном недавно отреставрированном Доме журналиста на Невском вчера было непривычно, по-школьному, шумно...

Вся ночь впереди
19 Мая 2017

Вся ночь впереди

Завтра в 10-й раз в Петербург придет «Ночь музеев» - одно из главных культурных событий года.

Гранатовый браслет из Гатчины
02 Мая 2017

Гранатовый браслет из Гатчины

В Гатчине подвели итоги XXIII кинофестиваля «Литература и кино».

Кармен-сюита
25 Апреля 2017

Кармен-сюита

Удивительное дело: ни в одной другой экранизации не было так очевидно, что эти двое совершенно не созданы друг для друга...

Уважение рождается в борьбе
09 Марта 2017

Уважение рождается в борьбе

Благодаря музею Исаакий стал гражданской святыней, обрел значение, которое выдвинуло его в первый ряд памятников Петербурга. Музеи всегда оказываются на передовой линии борьбы за цивилизацию. Они подч...

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит
02 Февраля 2017

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит

Я написал письмо Патриарху Кириллу. Пресс-секретарь Святейшего сообщил, что Патриарх готов встречаться и обсуждать эти вопросы.

Как сэкономить на культуре
15 Декабря 2015

Как сэкономить на культуре

Посещение музеев, особенно всей семьей, обычно влетает в копеечку и для многих становится роскошью. Сегодня мы расскажем о том, как можно сэкономить, напомним о бесплатных днях и льготах.