У вампиров снова бал

Для поклонников мюзиклов у Театра музыкальной комедии есть две новости: хорошая и не очень. Плохая - сошла со сцены «Голливудская дива». Хорошая - 25 мая начинается новый сезон популярного мюзикла «Бал вампиров», у которого в Петербурге множество поклонников. Оба спектакля поставил голландский режиссер Корнелиус БАЛТУС, который рассказал обозревателю Зинаиде АРСЕНЬЕВОЙ о мюзиклах и о том, почему вампиры кажутся девушкам столь привлекательными.

У вампиров снова бал | ФОТО Марии КОВАЛЕВОЙ. Предоставлено пресс-службой Театра музыкальной комедии

ФОТО Марии КОВАЛЕВОЙ. Предоставлено пресс-службой Театра музыкальной комедии

- Корнелиус, почему же «Голливудская дива», которую зритель полюбил, сошла со сцены?

- Да, был успех, и я счастлив. Но ведь спектакль я поставил еще в 2014 году, он несколько лет держался в репертуаре. Для мюзикла - долгий срок. Кроме того, возвращается «Бал вампиров». Оба спектакля «громоздкие», сложные, в них много декораций, костюмов. А театр - маленький. Дива никак не сможет ужиться с вампирами (смеется).

- А есть ли предельный срок существования мюзиклов?

- Большинство спектаклей живут на одной сцене недолго, потом уходят, а затем, это бывает часто, возвращаются. Вот «Бал вампиров» гастролировал в Москве довольно долго, а сейчас вновь вернется в Петербург. Допускаю, что с «Голливудской дивой» будет то же самое.

- А какие у «Дивы» планы? Будет гостить на другой сцене?

- Пока не знаю. Это очень большой спектакль: в нем задействованы много людей. Технически это не то шоу, которое легко можно перенести в другие театры.

Директор театра музыкальной комедии Юрий Шварцкопф хотел, чтобы я поставил оперетту. Но я не режиссер оперетты, я режиссер мюзикла. Потому попробовал сделать некий новый вид - оперетта с элементами мюзикла. Поверьте: степ на пишущей машинке еще никто никогда не танцевал, ни в одном шоу. Мы рискнули - и получили «Золотую маску». Надо сказать, что у Юрия Шварцкопфа хороший нюх (смеется). Он чувствует, что может иметь успех. Так же было, помню, с «Балом вампиров». Когда-то он сказал мне: «Корнелиус, я хочу «Вампиров»!» Ну ладно, я согласился. И смотрите что получилось: огромный успех у зрителей и критиков, три «Золотые маски». Для меня, иностранца, эти награды значат очень много.

- Главную роль в «Диве» играли попеременно Ольга Дроздова и Лика Рулла. Одна - драматическая актриса, но не певица. Вторая обладает хорошим сильным голосом, но, быть может, не так хорошо владеет нюансами драматического искусства. С кем было легче работать?

- В основе «Голливудской дивы» музыкальная комедия австрийского композитора Ральфа Бенацки «Аксель у врат небесных». Там главную роль играла знаменитая актриса и певица тридцатых-сороковых Цара Леандер. У нее был низкий, завораживающий голос. И я не хотел, чтобы моя героиня стала субреткой с писклявым голосом. Вспомните, как пели Марлен Дитрих или Мэрилин Монро. У них же, строго говоря, не было особых вокальных данных. Они пели как актрисы. Вот это я и искал, чтобы воссоздать атмосферу Голливуда его золотой эпохи. Этот гламур, этот блеск. Я хотел найти актрису, которая очень красива, неплохо поет и хорошо играет. Это было непросто. И вот появилась Ольга - отличная актриса, красавица, выглядит, как настоящая дива. Она действительно очень боялась петь, но у нас все получилось. Мне кажется, что артисту, да и вообще любому человеку полезно время от времени сталкиваться с трудностями, пытаться делать что-то новое.

А с Ликой Руллой все было легко. Она из музыкального театра, и я тоже. Мы понимали друг друга с полуслова. И мне не нужно было учить ее петь. Актрисы абсолютно разные, но обе они, как бы это сказать, - правильные. Благодаря им мне удалось поставить как бы двух разных «Див».

- Вы провели новый кастинг для возобновления «Бала вампиров». Какое впечатление от артистов?

- Если сравнить тех, кто приходил ко мне на кастинг восемь лет назад, с нынешними, видно, что артисты стремительно развиваются. Тогда приходили девушки в длинных платьях стиля «гранд-гала», будто они собрались солировать в опере. Они приносили с собой компакт-диски с записями и пытались заставить меня слушать их колоратуры (изображает). А сейчас! День и ночь. Это артисты нового поколения с новым мышлением. Я не знаю русского языка, но я их хорошо понимаю. Чувствую энергетику.

- Сверхъяркая звезда «Бала вампиров» - Иван Ожогин. Но вы пригласили еще двух артистов на роль графа фон Кролока. Это Томас Борхерт и Марк Зайберт - звезды немецкой сцены и действующие участники «Бала вампиров», идущего сегодня на сцене театра Ronacher (Вена).

- Они приглашены как подарок фанатам мюзикла. Оба очень востребованы, потому выступят лишь в нескольких представлениях.

- В России «Вампиров» очень любят. Есть девушки, которые даже специально покупают красные туфли и не пропускают ни одно представление. На ваш взгляд, почему вампиры столь притягательны?

- Притягательна сама история. Сначала девушка влюбляется в юношу. Но потом ее покоряет загадочный мужчина постарше. Он красив, у него есть замок, деньги. Кроме того, вампиры - это так эротично. Он кусает тебя в шею и тем самым дарит бессмертие. Шоу затрагивает что-то в нашем подсознании, какую-то темную сторону нашей натуры.

- Скажите, Корнелиус, любой ли литературный материал можно переделать в мюзикл? Можно ли, скажем, взять какую-нибудь пьесу Чехова? Или, например, «Трамвай «Желание» Теннеси Уильямса?

- Знаете, вы дали мне хорошую идею. Большое спасибо (произносит по-русски).

- Я серьезно.

- И я серьезно. Возможно, вы когда-то увидите это на сцене. Мюзиклов сейчас создается много и на основе старых постановок, пьес. А я люблю делать что-то новое, соответствующее новому образу мышления.

- Выбирая артистов для нового шоу, на какие стороны дарования вы обращаете особое внимание?

- Я ищу «полную картинку». Пение, танец, драматическое искусство - все важно. Все тело должно стать инструментом. Если ты не можешь так, не стоит идти на сцену. В современном мире очень много шума. Нет тишины. И я всегда говорю артистам: «Если вам нечего сказать людям, лучше не пойте. Но если вы решаете петь, узнайте все о своем герое, послушайте музыку и услышьте ее, вдохните, почувствуйте». И это мне кажется более важным, чем умение танцевать, петь, играть. Человеческая личность, индивидуальность, внутренний мир, способность мыслить и чувствовать.

Только личность может стать настоящим артистом, который делает искусство.

#Корнелиус Балтус #мюзикл #«Бал вампиров»

Комментарии