У советской Венеры пролетарское прошлое

В Михайловском замке Русский музей представил выставку, рассказывающую о яркой странице в истории отечественного искусства 1920 — 1930-х годов.

У советской Венеры пролетарское прошлое | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Речь идет об Обществе русских скульпторов (ОРС), которое существовало с 1926-го по 1931 год и успело провести всего четыре выставки. В профессиональный союз входили самые известные, в основном московские, мастера начала прошлого века: Анна Голубкина, Сергей Коненков, Василий Ватагин, Борис Королев, Вера Мухина и другие.

— В 1920-е годы для художников было характерно объединяться в коллективы. Объединялись все, в том числе и скульпторы, — рассказывает куратор выставки Любовь Славова. — В те годы скульптура была востребована. Если в XIX веке на поколение приходилось десять хороших скульпторов, то в 1917 — 1918 годах, когда нужно было выполнять план монументальной пропаганды, откликнулись десятки. В первой выставке ОРС 1926 года участвовали 50 человек. Они показали 150 работ.

ОРС объединило яркие личности. Почти все скульпторы учились во Франции, хотя каждый прошел свой путь. Они были людьми одной культуры, воспринимали друг друга как единомышленники. ОРС было для них не только сообществом, но и содружеством. Кроме того, принадлежность к коллективу гарантировала некоторую защищенность, уверенность в получении заказов, материалов, мастерских, возможность участия в выставках.

Выставки следовали одна за другой. Мастера искали новые темы и формы, вызванные революцией, а от них ожидали «стилистического и идеологического единства». Появились разгромные статьи. Скульпторов обвиняли в формализме, в буржуазном эстетстве. Комиссию, которая расследовала деятельность ОРС, возмущал даже социальный состав группы: купеческая дочка, представители дворянства... В 1932 году вышло постановление «О перестройке литературно-художественных организаций». ОРС, как и другие объединения, было закрыто.

Для многих это имело трагические последствия. Начались годы замалчивания, художники лишались заказов, работы, права преподавать, участвовать в выставках. Так продолжалось много лет, пока в 1950-е годы отношение к формализму не изменилось. В 1960-е последовали выставки.

В 1970 — 1980-е, когда уже никого из мастеров не осталось в живых, начался процесс собирания работ, долгое время ссылавшихся «на окраины», сохранявшихся в семьях авторов, в мастерских, в запасниках музеев. Так в Русском музее собралась коллекция московской скульптуры 1920 — 1930-х годов — более ста произведений.

На выставке представлена часть коллекции. Всего в анфиладе залов Михайловского замка около шестидесяти произведений, разнообразных по темам и жанрам: анималистика, обнаженная натура, портреты. Как говорят организаторы, выбирали имена, которые сами за себя говорят.

Коненков и Голубкина, как было и на первой выставке ОРС, представлены особо. Коненков «открыл» народную скульптуру. Его деревянные «Нищая братия», «Бабушка» и другие персонажи кажутся живыми и теплыми.

Голубкина по-своему воплощала национальный характер. Чтобы утвердиться в избранном пути, ездила «за дельным советом» к Родену. На выставке запоминаются ее мощный портрет Льва Толстого и трогательный этюд «Березка».

Трудно назвать самых ярких мастеров, каждый внес свой вклад в искусство. Кто-то по характеру, общественному темпераменту был ярче. Все знают Веру Мухину. На выставке ее мощные, нарушающие законы гармонии обнаженные женские фигуры притягивают взгляд. С тем же энтузиазмом и гражданским темпераментом изображали «советскую Венеру» Марина Рындзюнская и Беатриса Сандомирская.

Скульптору-самородку Дмитрию Цаплину в жизни не повезло. Он родился в Саратове, как сам говорил, «в школу ходил одну зиму». Воевал, участвовал в Гражданской войне, поучился во ВХУТЕМАСе, сделал выставку в Саратове. Его пригласили в Москву, где все были потрясены мощью скульптур. Луначарский отправил Цаплина за границу, где тот изучал музейные коллекции в Лондоне и Париже. Не продал ни одной работы, хотя Британский музей хотел купить. Завышал цены, чтобы все привезти в Москву. После возвращения выставок не было. До недавнего времени в коллекции Русского музея была только одна вещь Цаплина — выразительный портрет Маяковского. Его можно видеть на выставке. Недавно частный коллекционер передал музею четыре произведения скульптора.

Бориса Королева можно назвать первым представителем русского кубизма. Это демонстрирует его эскиз памятника Бакунину 1918 года. Тот же автор десятилетием позже создал для Переславля-Залесского памятник Ленину. В нем нет намека на кубизм. Памятник реалистичный, но не помпезный, Ильич еще не совсем вождь.

Члены ОРС создавали портреты рабочих, революционных деятелей, писателей, ударников труда, делали модели памятников. Они были людьми своего времени, «оформляли» историю, как могли, честно, создавая образцы героики.

#михайловский замок #выставка #история

Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?

Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили  в Румынии – это дешевле»
22 Января 2019

Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили в Румынии – это дешевле»

Народная артистка России празднует сегодня юбилей – 80 лет. Наш автор пообщался с актрисой.

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова
10 Января 2019

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова

Его учеников-актеров было так много, что из них в Ленинграде с нуля был создан новый театр – Молодежный, который жив и сегодня.

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург
19 Декабря 2018

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург

Глава Эрмитажа – о прошедшем Дне музея и о том, что можно делать на Дворцовой площади.

«Иллюстратор» на фоне истории
13 Декабря 2018

«Иллюстратор» на фоне истории

Книга известного петербургского кинематографиста Дмитрия Долинина построена на воспоминаниях художника-иллюстратора Петра Воскресенского. Разберем ее составляющие.

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге
08 Октября 2018

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге

Фильм, снятый лидером Всероссийского мотоклуба «Ночные волки», представили в День рождения президента России.

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Александр Петров, родившийся заново
01 Февраля 2018

Александр Петров, родившийся заново

Саша Петров поставил исповедальное поэтически-музыкальное шоу «#Зановородиться» по собственным стихам и издал книгу, которая вышла в январе.

Топ-100 от РОСФОТО
17 Июля 2017

Топ-100 от РОСФОТО

Свое 15-летие музейно-выставочный центр РОСФОТО отмечает выставкой ста лучших фотографий из собственной коллекции.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Юность покоряет олимп в Петербурге
20 Июня 2017

Юность покоряет олимп в Петербурге

На XXII международном фестивале «Музыкальный олимп» выступили лауреаты самых престижных конкурсов последних лет из семнадцати стран, среди которых значились не только США и Германия, но также Египет, ...