У советской Венеры пролетарское прошлое
В Михайловском замке Русский музей представил выставку, рассказывающую о яркой странице в истории отечественного искусства 1920 — 1930-х годов.
ФОТО Александра ДРОЗДОВА
Речь идет об Обществе русских скульпторов (ОРС), которое существовало с 1926-го по 1931 год и успело провести всего четыре выставки. В профессиональный союз входили самые известные, в основном московские, мастера начала прошлого века: Анна Голубкина, Сергей Коненков, Василий Ватагин, Борис Королев, Вера Мухина и другие.
— В 1920-е годы для художников было характерно объединяться в коллективы. Объединялись все, в том числе и скульпторы, — рассказывает куратор выставки Любовь Славова. — В те годы скульптура была востребована. Если в XIX веке на поколение приходилось десять хороших скульпторов, то в 1917 — 1918 годах, когда нужно было выполнять план монументальной пропаганды, откликнулись десятки. В первой выставке ОРС 1926 года участвовали 50 человек. Они показали 150 работ.
ОРС объединило яркие личности. Почти все скульпторы учились во Франции, хотя каждый прошел свой путь. Они были людьми одной культуры, воспринимали друг друга как единомышленники. ОРС было для них не только сообществом, но и содружеством. Кроме того, принадлежность к коллективу гарантировала некоторую защищенность, уверенность в получении заказов, материалов, мастерских, возможность участия в выставках.
Выставки следовали одна за другой. Мастера искали новые темы и формы, вызванные революцией, а от них ожидали «стилистического и идеологического единства». Появились разгромные статьи. Скульпторов обвиняли в формализме, в буржуазном эстетстве. Комиссию, которая расследовала деятельность ОРС, возмущал даже социальный состав группы: купеческая дочка, представители дворянства... В 1932 году вышло постановление «О перестройке литературно-художественных организаций». ОРС, как и другие объединения, было закрыто.
Для многих это имело трагические последствия. Начались годы замалчивания, художники лишались заказов, работы, права преподавать, участвовать в выставках. Так продолжалось много лет, пока в 1950-е годы отношение к формализму не изменилось. В 1960-е последовали выставки.
В 1970 — 1980-е, когда уже никого из мастеров не осталось в живых, начался процесс собирания работ, долгое время ссылавшихся «на окраины», сохранявшихся в семьях авторов, в мастерских, в запасниках музеев. Так в Русском музее собралась коллекция московской скульптуры 1920 — 1930-х годов — более ста произведений.
На выставке представлена часть коллекции. Всего в анфиладе залов Михайловского замка около шестидесяти произведений, разнообразных по темам и жанрам: анималистика, обнаженная натура, портреты. Как говорят организаторы, выбирали имена, которые сами за себя говорят.
Коненков и Голубкина, как было и на первой выставке ОРС, представлены особо. Коненков «открыл» народную скульптуру. Его деревянные «Нищая братия», «Бабушка» и другие персонажи кажутся живыми и теплыми.
Голубкина по-своему воплощала национальный характер. Чтобы утвердиться в избранном пути, ездила «за дельным советом» к Родену. На выставке запоминаются ее мощный портрет Льва Толстого и трогательный этюд «Березка».
Трудно назвать самых ярких мастеров, каждый внес свой вклад в искусство. Кто-то по характеру, общественному темпераменту был ярче. Все знают Веру Мухину. На выставке ее мощные, нарушающие законы гармонии обнаженные женские фигуры притягивают взгляд. С тем же энтузиазмом и гражданским темпераментом изображали «советскую Венеру» Марина Рындзюнская и Беатриса Сандомирская.
Скульптору-самородку Дмитрию Цаплину в жизни не повезло. Он родился в Саратове, как сам говорил, «в школу ходил одну зиму». Воевал, участвовал в Гражданской войне, поучился во ВХУТЕМАСе, сделал выставку в Саратове. Его пригласили в Москву, где все были потрясены мощью скульптур. Луначарский отправил Цаплина за границу, где тот изучал музейные коллекции в Лондоне и Париже. Не продал ни одной работы, хотя Британский музей хотел купить. Завышал цены, чтобы все привезти в Москву. После возвращения выставок не было. До недавнего времени в коллекции Русского музея была только одна вещь Цаплина — выразительный портрет Маяковского. Его можно видеть на выставке. Недавно частный коллекционер передал музею четыре произведения скульптора.
Бориса Королева можно назвать первым представителем русского кубизма. Это демонстрирует его эскиз памятника Бакунину 1918 года. Тот же автор десятилетием позже создал для Переславля-Залесского памятник Ленину. В нем нет намека на кубизм. Памятник реалистичный, но не помпезный, Ильич еще не совсем вождь.
Члены ОРС создавали портреты рабочих, революционных деятелей, писателей, ударников труда, делали модели памятников. Они были людьми своего времени, «оформляли» историю, как могли, честно, создавая образцы героики.
Комментарии