У скульптуры женское лицо

«Метательница диска», которую публика не видела почти 30 лет, стала главным хитом выставки «Женщины в стране Советов. Монументальная скульптура Ленинграда». Она открылась вчера в Музее городской скульптуры.

У скульптуры женское лицо | ФОТО АВТОРА

ФОТО АВТОРА

Как сообщила нашей газете куратор выставки Анна Иощенко, это третий проект из музейной серии об истории советской монументальной скульптуры. Первыми были «Новый монумент на старый постамент. Ленинский план монументальной пропаганды» и «Марш вождей и героев». «Женской» выставкой музей напоминает о забытом юбилее: ровно 50 лет назад – 8 марта 1965 года этот день в СССР стал государственным праздником и выходным. Точно к дате музей не успел, кризис задержал бюджетное финансирование.

Сменились партнеры проекта – вместо московского «Музеона» ими стали ЦПКиО им. Кирова и Центральный архив кинофотофонодокументов Санкт-Петербурга.

Именно участие ЦПКиО обеспечило показ монументального образа спортсменки с диском. Эта бронзовая скульптура была создана Еленой Янсон-Манизер. На плите отчеканена надпись: «Отлито на заводе КНАП в Ленинграде в 1935 году». За аббревиатурой скрывается комбинат наглядной агитации и пропаганды, точнее, его литейная мастерская, предшественница «Монументскульптуры».

В 1987 году при реконструкции аллей ЦПКиО «Метательница диска» (на снимке) вместе с «Гимнасткой на бревне» и «Танцовщицей» того же автора была отправлена на реставрацию. Сейчас «Танцовщица», прообразом которой послужила Галина Уланова, находится в Вагановской академии. Скульптурные изображения спортсменок хранятся в фондах ЦПКиО.

На выставке со всей возможной полнотой показан образ женщины в скульптуре Ленинграда – именные памятники, женщины-символы в монументах, связанных с Великой Отечественной войной, монументально-декоративная скульптура, мемориальные доски.

Разумеется, оригиналы остались на своих местах, на выставке представлены так называемые плоскостные модели – это большие, иногда в натуральную величину фотографии, вырезанные по контуру и снабженные подробными комментариями.

Например, первый женский памятник советской эпохи был открыт 29 декабря 1918 года около Николаевского вокзала. Скульптор О. Гризелли в духе работ Родена изобразил Софью Перовскую. Последний советский памятник установлен 2 сентября 1991 года – это Анна Ахматова во дворе гимназии на улице Восстания, 8, скульптора Вадима Трояновского.

Первая мемориальная доска – революционерке Р. Землячке была установлена в 1948 году на здании Технологического института (не сохранилась), последняя – Ольге Берггольц в 1990 году на ул. Рубинштейна, 7.

По иронии судьбы, по разряду парковой, а не именной скульптуры числится памятник французской коммунистке Раймонде Дьен. В 1950 году, протестуя против участия своей страны в войне во Вьетнаме, она легла на рельсы, по которым двигался эшелон. Оригинал скульптуры работы Цецилии Дивеевой находится в Московском парке Победы, авторское повторение – в Зеленогорске. Кто сейчас, глядя на это произведение, знает о его истории?

В начале 1970-х годов ленинградские власти решили украсить город «скульптурами с человеческим лицом». Тогда в Александровском парке появились «Утро», «Молодость», «Девочка-художница» и другие работы. Несколько лет назад бронзовые «Мать и сын» Ии Венковой и «Материнство» Александра Игнатьева убрали подальше от вандалов во двор музея. Они стали полноправными участниками выставки.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 146 (5519) от 11.08.2015.


Комментарии