У скульптуры женское лицо
«Метательница диска», которую публика не видела почти 30 лет, стала главным хитом выставки «Женщины в стране Советов. Монументальная скульптура Ленинграда». Она открылась вчера в Музее городской скульптуры.

ФОТО АВТОРА
Как сообщила нашей газете куратор выставки Анна Иощенко, это третий проект из музейной серии об истории советской монументальной скульптуры. Первыми были «Новый монумент на старый постамент. Ленинский план монументальной пропаганды» и «Марш вождей и героев». «Женской» выставкой музей напоминает о забытом юбилее: ровно 50 лет назад – 8 марта 1965 года этот день в СССР стал государственным праздником и выходным. Точно к дате музей не успел, кризис задержал бюджетное финансирование.
Сменились партнеры проекта – вместо московского «Музеона» ими стали ЦПКиО им. Кирова и Центральный архив кинофотофонодокументов Санкт-Петербурга.
Именно участие ЦПКиО обеспечило показ монументального образа спортсменки с диском. Эта бронзовая скульптура была создана Еленой Янсон-Манизер. На плите отчеканена надпись: «Отлито на заводе КНАП в Ленинграде в 1935 году». За аббревиатурой скрывается комбинат наглядной агитации и пропаганды, точнее, его литейная мастерская, предшественница «Монументскульптуры».
В 1987 году при реконструкции аллей ЦПКиО «Метательница диска» (на снимке) вместе с «Гимнасткой на бревне» и «Танцовщицей» того же автора была отправлена на реставрацию. Сейчас «Танцовщица», прообразом которой послужила Галина Уланова, находится в Вагановской академии. Скульптурные изображения спортсменок хранятся в фондах ЦПКиО.
На выставке со всей возможной полнотой показан образ женщины в скульптуре Ленинграда – именные памятники, женщины-символы в монументах, связанных с Великой Отечественной войной, монументально-декоративная скульптура, мемориальные доски.
Разумеется, оригиналы остались на своих местах, на выставке представлены так называемые плоскостные модели – это большие, иногда в натуральную величину фотографии, вырезанные по контуру и снабженные подробными комментариями.
Например, первый женский памятник советской эпохи был открыт 29 декабря 1918 года около Николаевского вокзала. Скульптор О. Гризелли в духе работ Родена изобразил Софью Перовскую. Последний советский памятник установлен 2 сентября 1991 года – это Анна Ахматова во дворе гимназии на улице Восстания, 8, скульптора Вадима Трояновского.
Первая мемориальная доска – революционерке Р. Землячке была установлена в 1948 году на здании Технологического института (не сохранилась), последняя – Ольге Берггольц в 1990 году на ул. Рубинштейна, 7.
По иронии судьбы, по разряду парковой, а не именной скульптуры числится памятник французской коммунистке Раймонде Дьен. В 1950 году, протестуя против участия своей страны в войне во Вьетнаме, она легла на рельсы, по которым двигался эшелон. Оригинал скульптуры работы Цецилии Дивеевой находится в Московском парке Победы, авторское повторение – в Зеленогорске. Кто сейчас, глядя на это произведение, знает о его истории?
В начале 1970-х годов ленинградские власти решили украсить город «скульптурами с человеческим лицом». Тогда в Александровском парке появились «Утро», «Молодость», «Девочка-художница» и другие работы. Несколько лет назад бронзовые «Мать и сын» Ии Венковой и «Материнство» Александра Игнатьева убрали подальше от вандалов во двор музея. Они стали полноправными участниками выставки.
Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 146 (5519) от 11.08.2015.
Самое читаемое



Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?
Комментарии