У разъезда Дубосеково

Как уже знают читатели, на экраны вышел фильм «28 панфиловцев». Интервью одного из режиссеров фильма Андрея Шальопы с рассказом об истории создания этого фильма было опубликовано в «Санкт-Петербургских ведомостях» 17 ноября. Теперь фильм увидели зрители.

У разъезда Дубосеково |

Впервые в отечественном кинематографе предпринята попытка рассказа о подвиге, совершенном на подступах к столице 16 ноября 1941 года, о «бое 28 панфиловцев у разъезда Дубосеково». Фраза политрука Василия Клочкова: «Велика Россия, а отступать некуда - позади Москва», - превратилась в одну из формул веры советских людей в победу над немецко-фашистскими захватчиками.

Историю Великой Отечественной войны и дискуссии вокруг достоверности официальной версии героического деяния панфиловцев, вероятно, держали в уме и создатели ленты, и зрители постарше. Для зрителей помоложе все это вряд ли является предметом внимания и изучения. Молодые люди шли на «кино про войну». И они его увидели.

На премьере фильма в кинотеатре «Аврора» зрители аплодировали стоя. Действительно, хотелось сказать спасибо тем, кто рискнул взяться за столь сложную тему, обросшую домыслами, спорами, пустопорожними дискуссиями о целесообразности подобного подвига, тоталитаризме сталинской эпохи и т. д. Авторы сняли фильм только об одном эпизоде войны, но в нем как в капле воды отразилось понимание того, почему мы до сих пор вспоминаем эти трагические страницы истории как пример взлета человеческого духа. Поневоле рука автора тянется к словам и оборотам высокого стиля: таковы эмоции после увиденного.

Парадокс, однако, в том, что фильм практически лишен героико-эпического пафоса. Можно даже сказать, что он намеренно прозаичен, подробен в том, как показаны будни войны, и в том, как готовятся панфиловцы к выполнению поставленной командованием боевой задачи - не допустить прорыва немецких танков к Волоколамскому шоссе. Этот стиль - явная отсылка к традициям военного отечественного кино и литературы. Каждый из зрителей волен самостоятельно выбирать примеры. Один из самых очевидных - «Горячий снег». Именно там прозвучала фраза генерала Бессонова: «Главное было - выбивать у них танки». Нынешний фильм «28 панфиловцев» снят как раз про это. Про борьбу людей против железной армады вражеской техники, пытающейся подавить, раздавить, уничтожить стойких защитников Москвы. Враг в фильме безличен. Это всего лишь железные машины да странные фигуры солдат, чьи лица скрыты.

С ними сражаются наши, бьются до последнего патрона, гранаты, снаряда, последней капли крови. Приходится пожалеть, что за два часа экранного времени ты не успеваешь подробно вглядеться в лицо каждого из защитников. Но снова вспоминаешь название фильма и понимаешь: он еще и об этом - об объединяющем порыве не пропустить врага. Так и рождается образ коллективного защитника Родины, ставшего мифологическим словосочетанием - 28 панфиловцев.

Впервые за постсоветские годы довелось на киноэкране увидеть реальное воплощение тех слов, которые мы любим повторять в дни воинской славы и триумфа нашего оружия: есть такая профессия - Родину защищать. В фильме простые солдаты выполняют свою тяжелую работу, с потом и кровью. Они вовсе не собираются пасть смертью храбрых, потому что тогда некому будет отражать атаки. Но они и не цепляются за жизнь, проявляя чудеса мужества, когда страх сковывает тело и прижимает его к земле.

История, рассказанная в фильме, - о преодолении страха, о чувстве локтя и взаимовыручки, о том, что люди из разных уголков большой страны оказались вместе на переднем и, как оказалось, последнем рубеже обороны своей столицы. Здесь рядом были казах и русский, украинец и еврей, и такое братство - еще один аргумент в дискуссиях о том, почему немцы так и не смогли взять Москву, а мы погнали их обратно, до их немецкой столицы. Недаром те знаменитые слова, авторство которых приписывают политруку Клочкову (в этой роли Алексей Морозов, недавний Ваксон в «Таинственной страсти»), звучат с экрана просто и без надрыва, психологически оправданно.

Удивительным образом складываются отношения нашего кино с темой войны. Если в прежние времена оно рассказывало истории о разных периодах Великой Отечественной, но в них неизменно чувствовался пафос окончательный Победы над врагом, то в лучших военных лентах нового российского кино речь идет о самых первых и трагичных эпизодах. Они совсем по-другому объясняют историю, когда победа в одном конкретном бою, на одном конкретном участке фронта - будь то оборона Брестской крепости или защита Москвы - есть важный шаг к будущей великой Победе. Историю войн пишут победители. На экраны вышел фильм о тех, кто победил врага в ноябре 1941 года.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 223 (5840) от 29.11.2016.

Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...

Гений места движет фестиваль
25 Мая 2017

Гений места движет фестиваль

XXV, международный фестиваль «Дворцы Санкт-Петербурга» откроется 31 мая в Эрмитажном театре концертным исполнением оперы «Сельская честь» Масканьи.

Великая Победа глазами потомков
19 Мая 2017

Великая Победа глазами потомков

В нарядном недавно отреставрированном Доме журналиста на Невском вчера было непривычно, по-школьному, шумно...

Вся ночь впереди
19 Мая 2017

Вся ночь впереди

Завтра в 10-й раз в Петербург придет «Ночь музеев» - одно из главных культурных событий года.

Гранатовый браслет из Гатчины
02 Мая 2017

Гранатовый браслет из Гатчины

В Гатчине подвели итоги XXIII кинофестиваля «Литература и кино».

Кармен-сюита
25 Апреля 2017

Кармен-сюита

Удивительное дело: ни в одной другой экранизации не было так очевидно, что эти двое совершенно не созданы друг для друга...

Уважение рождается в борьбе
09 Марта 2017

Уважение рождается в борьбе

Благодаря музею Исаакий стал гражданской святыней, обрел значение, которое выдвинуло его в первый ряд памятников Петербурга. Музеи всегда оказываются на передовой линии борьбы за цивилизацию. Они подч...

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит
02 Февраля 2017

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит

Я написал письмо Патриарху Кириллу. Пресс-секретарь Святейшего сообщил, что Патриарх готов встречаться и обсуждать эти вопросы.

Как сэкономить на культуре
15 Декабря 2015

Как сэкономить на культуре

Посещение музеев, особенно всей семьей, обычно влетает в копеечку и для многих становится роскошью. Сегодня мы расскажем о том, как можно сэкономить, напомним о бесплатных днях и льготах.