У разъезда Дубосеково

Как уже знают читатели, на экраны вышел фильм «28 панфиловцев». Интервью одного из режиссеров фильма Андрея Шальопы с рассказом об истории создания этого фильма было опубликовано в «Санкт-Петербургских ведомостях» 17 ноября. Теперь фильм увидели зрители.

У разъезда Дубосеково |

Впервые в отечественном кинематографе предпринята попытка рассказа о подвиге, совершенном на подступах к столице 16 ноября 1941 года, о «бое 28 панфиловцев у разъезда Дубосеково». Фраза политрука Василия Клочкова: «Велика Россия, а отступать некуда - позади Москва», - превратилась в одну из формул веры советских людей в победу над немецко-фашистскими захватчиками.

Историю Великой Отечественной войны и дискуссии вокруг достоверности официальной версии героического деяния панфиловцев, вероятно, держали в уме и создатели ленты, и зрители постарше. Для зрителей помоложе все это вряд ли является предметом внимания и изучения. Молодые люди шли на «кино про войну». И они его увидели.

На премьере фильма в кинотеатре «Аврора» зрители аплодировали стоя. Действительно, хотелось сказать спасибо тем, кто рискнул взяться за столь сложную тему, обросшую домыслами, спорами, пустопорожними дискуссиями о целесообразности подобного подвига, тоталитаризме сталинской эпохи и т. д. Авторы сняли фильм только об одном эпизоде войны, но в нем как в капле воды отразилось понимание того, почему мы до сих пор вспоминаем эти трагические страницы истории как пример взлета человеческого духа. Поневоле рука автора тянется к словам и оборотам высокого стиля: таковы эмоции после увиденного.

Парадокс, однако, в том, что фильм практически лишен героико-эпического пафоса. Можно даже сказать, что он намеренно прозаичен, подробен в том, как показаны будни войны, и в том, как готовятся панфиловцы к выполнению поставленной командованием боевой задачи - не допустить прорыва немецких танков к Волоколамскому шоссе. Этот стиль - явная отсылка к традициям военного отечественного кино и литературы. Каждый из зрителей волен самостоятельно выбирать примеры. Один из самых очевидных - «Горячий снег». Именно там прозвучала фраза генерала Бессонова: «Главное было - выбивать у них танки». Нынешний фильм «28 панфиловцев» снят как раз про это. Про борьбу людей против железной армады вражеской техники, пытающейся подавить, раздавить, уничтожить стойких защитников Москвы. Враг в фильме безличен. Это всего лишь железные машины да странные фигуры солдат, чьи лица скрыты.

С ними сражаются наши, бьются до последнего патрона, гранаты, снаряда, последней капли крови. Приходится пожалеть, что за два часа экранного времени ты не успеваешь подробно вглядеться в лицо каждого из защитников. Но снова вспоминаешь название фильма и понимаешь: он еще и об этом - об объединяющем порыве не пропустить врага. Так и рождается образ коллективного защитника Родины, ставшего мифологическим словосочетанием - 28 панфиловцев.

Впервые за постсоветские годы довелось на киноэкране увидеть реальное воплощение тех слов, которые мы любим повторять в дни воинской славы и триумфа нашего оружия: есть такая профессия - Родину защищать. В фильме простые солдаты выполняют свою тяжелую работу, с потом и кровью. Они вовсе не собираются пасть смертью храбрых, потому что тогда некому будет отражать атаки. Но они и не цепляются за жизнь, проявляя чудеса мужества, когда страх сковывает тело и прижимает его к земле.

История, рассказанная в фильме, - о преодолении страха, о чувстве локтя и взаимовыручки, о том, что люди из разных уголков большой страны оказались вместе на переднем и, как оказалось, последнем рубеже обороны своей столицы. Здесь рядом были казах и русский, украинец и еврей, и такое братство - еще один аргумент в дискуссиях о том, почему немцы так и не смогли взять Москву, а мы погнали их обратно, до их немецкой столицы. Недаром те знаменитые слова, авторство которых приписывают политруку Клочкову (в этой роли Алексей Морозов, недавний Ваксон в «Таинственной страсти»), звучат с экрана просто и без надрыва, психологически оправданно.

Удивительным образом складываются отношения нашего кино с темой войны. Если в прежние времена оно рассказывало истории о разных периодах Великой Отечественной, но в них неизменно чувствовался пафос окончательный Победы над врагом, то в лучших военных лентах нового российского кино речь идет о самых первых и трагичных эпизодах. Они совсем по-другому объясняют историю, когда победа в одном конкретном бою, на одном конкретном участке фронта - будь то оборона Брестской крепости или защита Москвы - есть важный шаг к будущей великой Победе. Историю войн пишут победители. На экраны вышел фильм о тех, кто победил врага в ноябре 1941 года.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 223 (5840) от 29.11.2016.


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили  в Румынии – это дешевле»
22 Января 2019

Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили в Румынии – это дешевле»

Народная артистка России празднует сегодня юбилей – 80 лет. Наш автор пообщался с актрисой.

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова
10 Января 2019

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова

Его учеников-актеров было так много, что из них в Ленинграде с нуля был создан новый театр – Молодежный, который жив и сегодня.

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург
19 Декабря 2018

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург

Глава Эрмитажа – о прошедшем Дне музея и о том, что можно делать на Дворцовой площади.

«Иллюстратор» на фоне истории
13 Декабря 2018

«Иллюстратор» на фоне истории

Книга известного петербургского кинематографиста Дмитрия Долинина построена на воспоминаниях художника-иллюстратора Петра Воскресенского. Разберем ее составляющие.

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге
08 Октября 2018

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге

Фильм, снятый лидером Всероссийского мотоклуба «Ночные волки», представили в День рождения президента России.

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Александр Петров, родившийся заново
01 Февраля 2018

Александр Петров, родившийся заново

Саша Петров поставил исповедальное поэтически-музыкальное шоу «#Зановородиться» по собственным стихам и издал книгу, которая вышла в январе.

Топ-100 от РОСФОТО
17 Июля 2017

Топ-100 от РОСФОТО

Свое 15-летие музейно-выставочный центр РОСФОТО отмечает выставкой ста лучших фотографий из собственной коллекции.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Юность покоряет олимп в Петербурге
20 Июня 2017

Юность покоряет олимп в Петербурге

На XXII международном фестивале «Музыкальный олимп» выступили лауреаты самых престижных конкурсов последних лет из семнадцати стран, среди которых значились не только США и Германия, но также Египет, ...

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...