В Москве представили иллюстрации к библейской Книге Екклезиаста
Необычное издание вышло в Москве. Точнее, их три, художник Лев Табенкин создал три варианта с 15 цветными иллюстрациями к библейской Книге Екклезиаста. В марте в столице откроется выставка графических оригиналов к этому «трехтомнику».С художником побеседовал корреспондент «Санкт-Петербургских ведомостей».
Иллюстрация LesyaD/shutterstock.com
- Вас называют восьмидесятником. Почему?
- На мой взгляд, это искусственное деление художников по десятилеткам, так удобнее историкам искусства. Не воспринимаю классификации всерьез. Художники все разные, как и остальные люди. У всех помыслы свои.
Другое дело, что начало моей профессиональной карьеры совпало с перестройкой. Изменились условия, открылись новые возможности.
- Перестройка повлияла на выбор сюжетов?
- Хотелось сказать правду о жизни, какая была вокруг. Меня интересовал бытовой жанр - неказисто одетые люди, пивные, троллейбусы, метро, рынки... Моему поколению претила фальшь соцреализма.
- Вы не пересекались с неофициальным искусством?
- В начале 1980-х годов мои картины не брали на выставки, но я не числил себя неофициальным художником. На мой взгляд, в так называемом нонконформизме было очень много конъюнктуры, это был способ зарабатывать деньги.
- Перестройка открыла вам выставочные залы?
- Конечно. Примерно в 1987 году меня демократическим путем выбрали председателем выставкома молодежной выставки в московском «Манеже». Мы старались сделать смелую выставку.
- Это было время надежд?
- Не только надежд, была уверенность в том, что мы станем процветающей страной безо всяких проблем. С нашими-то богатствами. Социализм представлялся мне коротким эпизодом в истории России, страны великой культуры.
- Это отразилось на ваших работах того времени?
- Стал отходить от действительности в сторону вечных сюжетов, например, в жанровые картины, изображающие жизнь людей. Не знаю, насколько это связано с тогдашним оптимизмом.
- Сейчас много разговоров о девяностых годах. Как вы их сейчас оцениваете?
- Не стану делать однозначных суждений. Наивно было бы думать, что коммунистическое воспитание, отсутствие морали, воинствующий атеизм можно преодолеть мгновенно. Моральные импульсы слабы в душе человека, много слабее силы инстинктов.
До 1917 года людей воспитывали религиозные заповеди. За годы советской власти эта традиция, то, что называли страх Божий, была полностью утрачена.
- И вы обратились к религиозным сюжетам?
- Попытался освоить их, «ставя» окружающих меня людей в вечные библейские ситуации - предательства, жертвенности и т. д. Чем продолжаю заниматься и сейчас.
- Были удачи на этом пути?
- «Христос с учениками» - большое полотно, после воскрешения Христос ужинает со своими учениками. «Дары волхвов» - важная для меня картина, она ушла, к сожалению, в частную коллекцию.
- Почему к сожалению, вы против арт-рынка?
- Знаю, как живут многие художники, арт-рынок у нас так и не появился. Количество покупателей - единицы. Нет того среднего класса, у которого есть, с одной стороны, средства, а с другой - понимание ценности искусства.
- Зато художники свободны от власти денег?
- Конечно, это так. Надо работать ради искусства, которое принадлежит Богу. Если художник работает ради денег, то он безнадежен. Если удается картину продать - замечательно, не удается - надо продолжать работать. В искусстве нет другого пути.
- Каково место искусства в современном обществе?
- Трудный для меня вопрос, живу обособленно. Но, насколько мне известно, очередей в выставочные залы, в тот же ЦДХ, нет.
- В чем причина - низкие доходы или отсутствие запроса?
- Быть ценителем и настоящим зрителем искусства - это призвание. Оно требует определенных жертв и отхода от меркантильности.
- Что для вас было главным в Книге Екклезиаста?
- На тему «Время любить» я сделал три варианта иллюстраций. Для каждого варианта книги.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 035 (6388) от 26.02.2019 под заголовком «У художников свои помыслы».




Комментарии