ТЮЗ имени Брянцева отметит свое столетие
23 февраля Театр юных зрителей им. Брянцева отметит 100‑й день рождения.
ТЮЗ открылся сто лет назад спектаклем «Конек-Горбунок» по сказке Петра Ершова. Он навсегда остался в репертуаре и стал визитной карточкой театра. Этот спектакль сыграют и в день 100‑летия ТЮЗа. / ФОТО предоставлено пресс-службой ТЮЗа
У ТЮЗа множество поклонников и в нашем городе, и по всей стране. Накануне юбилея редакция получила письмо от постоянной подписчицы Валентины Цветковой. Она просила передать поздравления дорогому ее сердцу театру и поделилась воспоминаниями.
«Мне много лет. Я — блокадница, — пишет Валентина Ильинична. — Прожита большая и, мягко говоря, не очень легкая жизнь. Но даже через годы помнятся то тепло, та радость, которые дарил нам, детям послевоенных лет, бесконечно добрый детский театр на Моховой. Нас впервые привели туда учителя школы № 9, что на Васильевском острове. И с тех пор для нас он стал, что называется, вторым домом, в котором нас любят, воспитывают, прививают чувство прекрасного и любовь к искусству. Сколько было спектаклей пересмотрено! Репертуар был богатый, разнообразный: и современность («Аттестат зрелости»), и сказки («Оловянные кольца»), и классика («Ромео и Джульетта»). Замечательные актеры, бережное отношение к маленьким зрителям. Они сами, как дети, безоглядно отдавались игре. И мы верили им.
Многое стерлось из памяти по прошествии стольких лет… Но навсегда осталась в сердце ведущая актриса того времени Нина Васильевна Мамаева. Она была молода, красива, талантлива. Любимица маленьких зрителей. У нее был удивительный — мягкий, волнующий — голос, который не спутаешь ни с одним другим.
А ее Джульетта, нежная, трепетная и сильная одновременно, для меня по‑прежнему идеал…»
14 февраля в театре, который сегодня живет уже не на Моховой, а на Пионерской площади, собрались представители нескольких поколений тюзовского братства — Делегатского собрания. Оно появилось в 1924 году по инициативе основателя театра Александра Брянцева и Николая Бахтина, который какое‑то время руководил педагогической частью.
— Делегатское собрание в ТЮЗе — это уникальное явление, — рассказала на предпраздничной пресс-конференции народная артистка РСФСР Ирина Соколова. — Особая народность, удивительное содружество преданных друзей театра, которое и нам, актерам, давало эмоциональную подпитку. Юные делегаты дежурили на каждом спектакле, они были нашими представителями в школах.
Собравшиеся делегаты разных лет сравнивали Делегатское собрание с лицейским братством. Вспоминали, как впервые переступили порог театра, говорили о любимых спектаклях. У многих дома хранится личный тюзовский архив — сотни программок, буклетов, фотографий.
Все вместе возложили цветы к памятной доске Зиновию Корогодскому, который был художественным руководителем ТЮЗа с 1962-го по 1986 год, поставил более сотни спектаклей. Слава театра тогда гремела. В труппе были звезды: Ирина Соколова, Николай Иванов, Антонина Шуранова, Александр Хочинский, Георгий Тараторкин…
В канун столетия театра делегатов встречали Ирина Соколова, Валерий Зиновьев, Сергей Надпорожский, режиссер Театра поколений Данила Корогодский… Гостям выдали голубые делегатские повязки с надписью «И дольше века длится ТЮЗ». А потом все вместе спели посвященную театру песню: «И дольше века длится ТЮЗ — восьмое чудо света, каких еще не ведала планета».
Накануне юбилея в ТЮЗе состоялась премьера спектакля «Время и место». Действие творится не просто на глазах зрителей, но и с их участием. Идея спектакля-путешествия, посвященного столетию театра, родилась у артиста и режиссера ТЮЗа Андрея Слепухина в соавторстве с драматургом Екатериной Августеняк.
Андрей Слепухин рассказывает:
— Этот спектакль — путешествие по театру с целью исследовать его историю и само театральное пространство. Столетие ТЮЗа для меня особенная дата. Театр достиг возраста, когда очень важно провести самоанализ: что произошло за сто лет, где мы сейчас находимся и куда можем дальше двигаться, есть ли у нас преемственность с тем, что было до нас.
В специально по этому случаю написанной пьесе есть линия персонажа, героя, подразумевающая взгляд изнутри, с позиции артиста, на то, как делается театр. И есть линия автора — пространство более крупных идей, взгляд на то, каким должен быть театр для юности.
Спектакль начинается в гардеробе, где артисты делятся первыми театральными воспоминаниями. А потом путь лежит на сцену, где зрители впервые оказываются по актерскую сторону занавеса.
Вращается круг сцены, символизируя круговерть жизни, вихрь, в котором смешались фразы, ремарки из событийных спектаклей разных лет. Зрители внимают текстам в исполнении ушедших мастеров и современных артистов, «оккупировав» актерские гримерки и успевая делать селфи на фоне старых афиш и театральных реликвий.
Вместе с публикой по лестницам поднимается музыка — песни из любимых, памятных спектаклей.
Линию автора представляют сподвижники Зиновия Корогодского заслуженные артисты Сергей Надпорожский, Наталья Боровкова. В роли Младшего автора — Иван Стрюк. Корифеем группы героев стал Владимир Чернышов, а его партнерами — молодые артисты Анна Мигицко, Аделина Любская, Анастасия Казакова, Анна Лебедь. Артисты постоянно находятся в контакте со зрителями.
Путешествие по времени и месту позволяет осознать, что, действительно, все корифеи по‑прежнему незримо присутствуют здесь. И Александр Брянцев, и великие педагоги Борис Зон, Леонид Макарьев, и все режиссеры, все артисты, выходившие на сцену ТЮЗа в разное время… В таинственном чреве театра, где вершит работу механизм, приводящий в движение поворотный круг сцены, звучат голоса, спорящие об эпохе Корогодского, поскольку она была и поворотной, и переломной в истории ТЮЗа.
С галереи зрительского фойе открывается вид на Адмиралтейскую першпективу, ныне Гороховую улицу, с вечерними огнями, абрисом Адмиралтейства вдали. Участникам путешествия открывается тема исторического места — бывшего Семеновского плаца, средоточия эпохальных событий. Многие ли знают, что здесь проходили народные гулянья, был ипподром, а в 1893 году на ипподроме прошел первый в Петербурге футбольный матч…
С 1962 года архитектурно-художественной доминантой нынешней Пионерской площади является здание, построенное специально для детского театра командой архитекторов под руководством Александра Жука. (Не так давно стало известно, что здание ТЮЗа внесут в список объектов культурного наследия. — Прим. ред.)
Апофеозом путешествия-восхождения задуман финал: зрители созерцают планшет сцены «из‑под небес» — с колосников. Но и на сцене творится нечто высокое: звучит торжественный вокализ, вновь вращается круг — колесо истории, символ вечного движения, бесконечного развития. Спектакль войдет в репертуар.
23 февраля на Пионерской площади установят скульптуру Конька-Горбунка работы Григория Потоцкого. А 24 февраля состоится праздничный спектакль-концерт «Планета ТЮЗ». Поставил его Василий Сазонов — сценарист, продюсер и режиссер шоу-программ, постановщик таких масштабных событий, как «Алые паруса». Это тоже спектакль-путешествие — документально-сентиментальная прогулка «по волнам памяти».
В этот вечер в Зимнем саду верхнего зрительского фойе состоится торжественная закладка сейфа с посланием потомкам. Письмо, адресованное в 2072 год, прочитает Ирина Соколова.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 32 (7115) от 22.02.2022 под заголовком «И дольше века длится ТЮЗ».
Комментарии