Тысяча Будд с Дворцовой набережной

Если зайти с Дворцовой набережной, подняться по мраморной лестнице и свернуть направо, то на дверях первого же кабинета будет висеть странная табличка «Кабинет Лотосовой сутры». Дальше начинается анфилада залов, сплошь заставленных книжными шкафами. Корешки книг кожаные, старинные. На некоторых заметны надписи иероглифами.

Тысяча Будд с Дворцовой набережной | Когда-то эти свитки хранились в личной библиотеке Кокандских ханов. <br>ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Когда-то эти свитки хранились в личной библиотеке Кокандских ханов.
ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Именно так выглядит Азиатский музей - чуть ли не первая научная библиотека нашего города.

Когда-то в Петербурге было два императорских музея с похожими названиями: Русский музей, коллекцию которого составляли шедевры отечественного искусства, и Азиатский музей, в котором хранились наиболее драгоценные рукописи, привезенные из стран Востока. Причем лет сто тому назад второй был, пожалуй, более знаменит. Именно здесь можно было посмотреть на сокровища мертвого города Хара-Хото или полистать книги из личной библиотеки Кокандских ханов. В наше время ситуация перевернулась: перед кассами Русского музея очередь стоит даже в лютые зимние холода, а вот о музее Азиатском слышали разве что профессионалы-востоковеды.

Сам музей, впрочем, вполне жив и по-прежнему квартирует в Новомихайловском дворце прямо на главной набережной города. Огромные залы с зеркалами в два человеческих роста, кое-где на стенах сохранились даже обои еще царских времен. Официально он называется сегодня Институт восточных рукописей Академии наук, и этих самых рукописей тут хранится почти сто двадцать тысяч - больше, чем в любой другой европейской столице, кроме, пожалуй, Лондона.

Директора Азиатского музея зовут Ирина Попова. Она рассказывает, что основу коллекции составила библиотека, купленная почти двести лет назад у французского консула в сирийском городе Алеппо. Фамилия консула была Руссо, знаменитому философу консул приходился племянником, а рукописи собирал чуть ли не всю жизнь. Сумма сделки по тем временам казалась фантастической: 25 тысяч рублей золотом, однако дело того стоило.

- Смотрите новости? - улыбается Ирина Федоровна. - Если бы коллекцию Руссо не вывезли в Петербург, вряд ли она пережила бы нынешнюю сирийскую войну. А так, вот эти книги - все в целости и сохранности.

Главные сокровища музея хранятся на втором этаже бывшего великокняжеского дворца. Зал с расписным потолком и громадными окнами заставлен деревянными шкафами, внутри которых - наиболее дорогостоящие манускрипты планеты. Отдельный шкаф для старинных свитков еврейской Торы. Отдельный для узорчатых эфиопских молитвенников. В застекленной витрине виден папирус с древнеегипетской Книгой мертвых.

Попасть в хранилище не так сложно, как может показаться: по предварительной записи на сайте музея для желающих здесь регулярно проводятся экскурсии. Например, в тот день, когда в музей приходил я, девушка-библиотекарь водила по залам бородатых студентов петербургской Духовной академии. Те задирали брови: «Батюшки-святы! Сколько-сколько тысяч лет, вы говорите, этой книжице?».

Чуть ли не главным сокровищем Азиатского музея являются рукописи из Дуньхуана. Предыстория вкратце такова. Век с небольшим тому назад монах из Обители тысячи Будд в приграничном китайском городке Дуньхуан решил прибраться во вверенном помещении. Сам монастырь располагался в пещере - вернее, в целой галерее подземных залов, общую длину которых никто не представлял даже приблизительно. Так что, когда монах случайно поддел шваброй кусок старинной штукатурки, а та отвалилась, за ней обнаружилось несколько комнат, битком набитых рукописями тысячелетней давности.

Для востоковедов это открытие оказалось тем же, чем для археологов стало открытие гробницы Тутанхамона. О находке несколько лет подряд писали все газеты планеты. Времена стояли суровые, колониальные, и большую часть найденных манускриптов сразу же вывезли к себе британцы и французы. Впрочем, не дремали и отечественные власти: приблизительно пятнадцать процентов дуньхуанских сокровищ все-таки оказалось у нас, в Петербурге.

Или вот еще экспонат: в дальнем левом от входа углу, в шкафу с непрозрачными дверцами хранится чуть ли не самый первый на планете Коран.

- Согласно древней легенде, - объясняют мне хранители, - узнать самый первый в мире Коран несложно: на нем видны пятна крови праведного халифа Усмана. Считается, что халиф как раз заканчивал переписывать текст, когда в комнату, где он сидел, ворвались заговорщики. Они ударили Усмана саблей, и брызнувшая кровь навсегда отметила священную книгу.

Прежде чем достать Коран из картонного футляра, девушка-библиотекарь надевает белые одноразовые перчатки. Сами пятна по внешнему виду кровь почти не напоминают: так, бурый отпечаток на странице. Не очень даже похожий на брызги.

- Это действительно тот самый Коран? - спрашиваю я.

- Трудно сказать. Вообще-то в мире есть не меньше четырех рукописных Коранов, претендующих называться «тем самым». К тому же предыстория нашего совершенно не известна. В 1930-х его буквально с улицы принесла некая женщина, уверявшая, будто рукопись досталась ей от умершей родственницы.

За окнами музея видна замерзшая Нева и Ангел на шпиле Петропавловской крепости. В зале тихо и пахнет старыми книгами... возможно, самыми старыми книгами на планете. Странные находки происходят в Азиатском музее даже и в наше время. Всего несколько лет назад среди давно, казалось бы, разобранной, каталогизированной и вообще вдоль и поперек известной коллекции удалось опознать книгу, написанную так называемым киданьским письмом. Когда-то народ киданей жил неподалеку от Китая, но больше сказать о них почти нечего: летописи утеряны, язык до сих пор толком не расшифрован.

- И вам удалось отыскать целую книгу, написанную на этом странном языке? - спрашиваю я директора Азиатского музея Ирину Попову.

- Удалось. Причем на сегодня это единственная в мире целиком дошедшая до нас киданьская книга.

- Как интересно! И о чем же в ней говорится?

- А вот над этим, - улыбается Ирина Федоровна, - наши сотрудники работают прямо сейчас.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 240 (5857) от 22.12.2016.

Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Александр Петров, родившийся заново
01 Февраля 2018

Александр Петров, родившийся заново

Саша Петров поставил исповедальное поэтически-музыкальное шоу «#Зановородиться» по собственным стихам и издал книгу, которая вышла в январе.

Топ-100 от РОСФОТО
17 Июля 2017

Топ-100 от РОСФОТО

Свое 15-летие музейно-выставочный центр РОСФОТО отмечает выставкой ста лучших фотографий из собственной коллекции.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Юность покоряет олимп в Петербурге
20 Июня 2017

Юность покоряет олимп в Петербурге

На XXII международном фестивале «Музыкальный олимп» выступили лауреаты самых престижных конкурсов последних лет из семнадцати стран, среди которых значились не только США и Германия, но также Египет, ...

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...

Гений места движет фестиваль
25 Мая 2017

Гений места движет фестиваль

XXV, международный фестиваль «Дворцы Санкт-Петербурга» откроется 31 мая в Эрмитажном театре концертным исполнением оперы «Сельская честь» Масканьи.

Павка Корчагин – святой или фанатик?
22 Мая 2017

Павка Корчагин – святой или фанатик?

В театре-фестивале «Балтийский дом» - премьера: Анатолий Праудин поставил спектакль «Как закалялась сталь» по роману Николая Островского.

Великая Победа глазами потомков
19 Мая 2017

Великая Победа глазами потомков

В нарядном недавно отреставрированном Доме журналиста на Невском вчера было непривычно, по-школьному, шумно...

Вся ночь впереди
19 Мая 2017

Вся ночь впереди

Завтра в 10-й раз в Петербург придет «Ночь музеев» - одно из главных культурных событий года.

Квест на Парадной лестнице
11 Мая 2017

Квест на Парадной лестнице

Эрмитаж продолжает масштабный проект «Штурм Зимнего», приуроченный к 100-летию Октябрьской революции. Это точечные выставки-квесты, которые в течение года открываются в разных частях музея.