Тысяча Будд с Дворцовой набережной

Если зайти с Дворцовой набережной, подняться по мраморной лестнице и свернуть направо, то на дверях первого же кабинета будет висеть странная табличка «Кабинет Лотосовой сутры». Дальше начинается анфилада залов, сплошь заставленных книжными шкафами. Корешки книг кожаные, старинные. На некоторых заметны надписи иероглифами.

Тысяча Будд с Дворцовой набережной | Когда-то эти свитки хранились в личной библиотеке Кокандских ханов. <br>ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Когда-то эти свитки хранились в личной библиотеке Кокандских ханов.
ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Именно так выглядит Азиатский музей - чуть ли не первая научная библиотека нашего города.

Когда-то в Петербурге было два императорских музея с похожими названиями: Русский музей, коллекцию которого составляли шедевры отечественного искусства, и Азиатский музей, в котором хранились наиболее драгоценные рукописи, привезенные из стран Востока. Причем лет сто тому назад второй был, пожалуй, более знаменит. Именно здесь можно было посмотреть на сокровища мертвого города Хара-Хото или полистать книги из личной библиотеки Кокандских ханов. В наше время ситуация перевернулась: перед кассами Русского музея очередь стоит даже в лютые зимние холода, а вот о музее Азиатском слышали разве что профессионалы-востоковеды.

Сам музей, впрочем, вполне жив и по-прежнему квартирует в Новомихайловском дворце прямо на главной набережной города. Огромные залы с зеркалами в два человеческих роста, кое-где на стенах сохранились даже обои еще царских времен. Официально он называется сегодня Институт восточных рукописей Академии наук, и этих самых рукописей тут хранится почти сто двадцать тысяч - больше, чем в любой другой европейской столице, кроме, пожалуй, Лондона.

Директора Азиатского музея зовут Ирина Попова. Она рассказывает, что основу коллекции составила библиотека, купленная почти двести лет назад у французского консула в сирийском городе Алеппо. Фамилия консула была Руссо, знаменитому философу консул приходился племянником, а рукописи собирал чуть ли не всю жизнь. Сумма сделки по тем временам казалась фантастической: 25 тысяч рублей золотом, однако дело того стоило.

- Смотрите новости? - улыбается Ирина Федоровна. - Если бы коллекцию Руссо не вывезли в Петербург, вряд ли она пережила бы нынешнюю сирийскую войну. А так, вот эти книги - все в целости и сохранности.

Главные сокровища музея хранятся на втором этаже бывшего великокняжеского дворца. Зал с расписным потолком и громадными окнами заставлен деревянными шкафами, внутри которых - наиболее дорогостоящие манускрипты планеты. Отдельный шкаф для старинных свитков еврейской Торы. Отдельный для узорчатых эфиопских молитвенников. В застекленной витрине виден папирус с древнеегипетской Книгой мертвых.

Попасть в хранилище не так сложно, как может показаться: по предварительной записи на сайте музея для желающих здесь регулярно проводятся экскурсии. Например, в тот день, когда в музей приходил я, девушка-библиотекарь водила по залам бородатых студентов петербургской Духовной академии. Те задирали брови: «Батюшки-святы! Сколько-сколько тысяч лет, вы говорите, этой книжице?».

Чуть ли не главным сокровищем Азиатского музея являются рукописи из Дуньхуана. Предыстория вкратце такова. Век с небольшим тому назад монах из Обители тысячи Будд в приграничном китайском городке Дуньхуан решил прибраться во вверенном помещении. Сам монастырь располагался в пещере - вернее, в целой галерее подземных залов, общую длину которых никто не представлял даже приблизительно. Так что, когда монах случайно поддел шваброй кусок старинной штукатурки, а та отвалилась, за ней обнаружилось несколько комнат, битком набитых рукописями тысячелетней давности.

Для востоковедов это открытие оказалось тем же, чем для археологов стало открытие гробницы Тутанхамона. О находке несколько лет подряд писали все газеты планеты. Времена стояли суровые, колониальные, и большую часть найденных манускриптов сразу же вывезли к себе британцы и французы. Впрочем, не дремали и отечественные власти: приблизительно пятнадцать процентов дуньхуанских сокровищ все-таки оказалось у нас, в Петербурге.

Или вот еще экспонат: в дальнем левом от входа углу, в шкафу с непрозрачными дверцами хранится чуть ли не самый первый на планете Коран.

- Согласно древней легенде, - объясняют мне хранители, - узнать самый первый в мире Коран несложно: на нем видны пятна крови праведного халифа Усмана. Считается, что халиф как раз заканчивал переписывать текст, когда в комнату, где он сидел, ворвались заговорщики. Они ударили Усмана саблей, и брызнувшая кровь навсегда отметила священную книгу.

Прежде чем достать Коран из картонного футляра, девушка-библиотекарь надевает белые одноразовые перчатки. Сами пятна по внешнему виду кровь почти не напоминают: так, бурый отпечаток на странице. Не очень даже похожий на брызги.

- Это действительно тот самый Коран? - спрашиваю я.

- Трудно сказать. Вообще-то в мире есть не меньше четырех рукописных Коранов, претендующих называться «тем самым». К тому же предыстория нашего совершенно не известна. В 1930-х его буквально с улицы принесла некая женщина, уверявшая, будто рукопись досталась ей от умершей родственницы.

За окнами музея видна замерзшая Нева и Ангел на шпиле Петропавловской крепости. В зале тихо и пахнет старыми книгами... возможно, самыми старыми книгами на планете. Странные находки происходят в Азиатском музее даже и в наше время. Всего несколько лет назад среди давно, казалось бы, разобранной, каталогизированной и вообще вдоль и поперек известной коллекции удалось опознать книгу, написанную так называемым киданьским письмом. Когда-то народ киданей жил неподалеку от Китая, но больше сказать о них почти нечего: летописи утеряны, язык до сих пор толком не расшифрован.

- И вам удалось отыскать целую книгу, написанную на этом странном языке? - спрашиваю я директора Азиатского музея Ирину Попову.

- Удалось. Причем на сегодня это единственная в мире целиком дошедшая до нас киданьская книга.

- Как интересно! И о чем же в ней говорится?

- А вот над этим, - улыбается Ирина Федоровна, - наши сотрудники работают прямо сейчас.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 240 (5857) от 22.12.2016.


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 Августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 Августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 Августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 Июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 Июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 Июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 Июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 Июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 Июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 Июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 Июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?