Творянское собрание. Петербургская филармония празднует столетие

Сто лет тому назад, в мае 1921 года, были подписаны документы об учреждении в Петрограде Государственной филармонии, а 12 июня 1921 года состоялся первый симфонический концерт в Большом зале Филармонии под управлением ее директора дирижера Эмиля Купера.

Творянское собрание. Петербургская филармония празднует столетие | Фото Николая НАУМЕНКОВА/ТАСС

Фото Николая НАУМЕНКОВА/ТАСС

Почти 75 из минувших 100 филармонических сезонов прошли на моих глазах, их отзвуки по сию пору живы. Выходит, на мою долю, на долю моих друзей-сверстников выпало – страшно сказать – три четверти истории Филармонии! Были в моей жизни, в моей слушательской биографии – на сцене, а подчас на расстоянии вытянутой руки – Сергей Прокофьев, Дмитрий Шостакович, Игорь Стравинский, Бенджамин Бриттен, были – на репетициях и в концертах – Евгений Мравинский (на снимке) и Курт Зандерлинг с нашим любимым ЗКР; Николай Рабинович, Карл Элиасберг, Арвид Янсонс с оркестром Ленинградского радио – потом АСО, вторым филармоническим...

Вот мы, студенты ленинградских вузов – будущие физики, математики, инженеры, врачи, – на репетиции Мравинского (эту привилегию получили члены слушательского актива Филармонии), а следом и на премьере Десятой симфонии Шостаковича в декабре 1953 года, когда творчество любимого композитора едва выходило из опалы... Завсегдатаи помнили, что в самый разгар кампании по борьбе с «формалистической музыкой» Мравинский после исполнения Пятой симфонии Шостаковича поднял высоко над головой ее партитуру.

Не забыть, как в мае 1949 года на концерте-открытии Малого зала Филармонии Нина Дорлиак вместе со Святославом Рихтером исполнили «Гадкого утенка» Прокофьева и его же романсы на стихи Анны Ахматовой. Это был подвиг непослушания: у всех еще были свежи в памяти постановления ЦК о журналах «Звезда» и «Ленинград», об опере «Великая дружба». Музыка лучше других искусств хранила пушкинскую «тайную свободу». В «застойные» годы в Филармонию пробивалась музыка молодого Кшиштофа Пендерецкого, звучали авангардистские сочинения Валентина Сильвестрова, Эдисона Денисова, Альфреда Шнитке, Андрея Волконского... А каким чудом казался созданный Андреем Волконским ансамбль старинной музыки «Мадригал»!

Выступали Давид Ойстрах и Эмиль Гилельс, Леонид Коган и Мстислав Ростропович... Были Герберт фон Караян с Венским филармоническим, Леонард Бернстайн с Нью-Йоркским, Юджин Орманди с Филадельфийским, Шарль Мюнш с Бостонским, Евгений Светланов с Госоркестром – называю лишь немногие имена дирижеров и оркестров, для полных перечислений здесь не хватит места. Были Исаак Стерн и Гленн Гульд, юный Вэн Клайберн и старый (super star!) Владимир Горовиц...

Январь 1967 года... Метеором влетает Юрий Темирканов. В абонементном цикле «Дебюты молодых дирижеров» он сыграл программу из произведений своих «богов» – Первую симфонию Шостаковича, Первый скрипичный концерт Прокофьева (солист Борис Гутников) и Вариации и фугу на тему Пёрселла («Путеводитель по оркестру для юношества») Бриттена. Успех концерта превзошел самые смелые ожидания – молодой дирижер тотчас сделался любимцем публики. Но главное, он дирижировал впервые прославленным оркестром Мравинского – спустя два десятилетия ему суждено этот оркестр возглавить!

Перелистываю бережно хранимые программки, «листаю» в памяти незабываемые впечатления (они, чем дальше отстоят во времени, тем лучше помнятся), вспоминаю наши споры, стихийные обсуждения услышанного. Здесь, на хорах Большого зала, выносились приговоры, здесь писались беспристрастные рецензии и, несмотря на цензуру, печатались в машинописных стенных слушательских газетах Большого и Малого залов (тиражом 1 – 2 экземпляра!). Здесь создавались репутации новых молодых дарований, здесь, простите высокий «штиль», вершились судьбы современных композиторов и исполнителей. Здесь завязывались дружеские и романтические отношения... Филармония была нашим вторым домом, нашим университетом, клубом, нашим творянским собранием – помните у Велимира Хлебникова:

Это шествуют творяне,

Заменивши Д на Т,

Ладомира соборяне...

Чудесное русское слово Ладомир, придуманное Велимиром Хлебниковым, – синоним Музыки! И пусть мы тогда, в безрелигиозное советское время, этого до конца не сознавали, во всяком случае вслух не говорили, но Филармония была нашим Храмом, а мы были ее верные прихожане – соборяне.

Помню, в послевоенные годы на улице Бродского (теперь снова Михайловской) выстраивались длинные «хвосты» возле кассы Филармонии. Неискушенные прохожие недоумевали: «Что это, на футбол?»... Зарубежные гастролеры, квартировавшие в «Европейской», с восхищением отзывались об этой черте нашего быта. Очень скоро к очередям в кассу Большого зала прибавились такие же очереди за билетами и абонементами Малого зала.

Издавна считалось, что музыкальное искусство рождается в сотворчестве композитора, исполнителя и слушателя. Осмелюсь добавить к этой триаде четвертый элемент – концертный зал. Публика в Филармонии всегда была особенная. Я уверен, что она такой и останется – или со временем снова станет! Старая слушательская гвардия с радостью передаст эстафету молодым.

#филармония #концерт #музыка #история

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 105 (6943) от 11.06.2021 под заголовком «Творянское собрание».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 Августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 Августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 Августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 Июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 Июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 Июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 Июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 Июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 Июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 Июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 Июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?