Тузы и дамы белых ночей

Валерий Гергиев рассказал о программе XXIII международного фестиваля «Звезды белых ночей», который открылся вчера премьерой оперы «Пиковая дама» Чайковского в постановке Алексея Степанюка на Новой сцене Мариинского театра. Фестиваль продлится чуть больше двух месяцев и, по многолетней традиции, продемонстрирует оперные и балетные премьеры последних сезонов наряду с лучшими репертуарными спектаклями, а также даст возможность услышать ряд камерных и симфонических программ на всех трех площадках.

Тузы и дамы белых ночей | ФОТО Dmitry-Kalinovsky/shutterstock.com

ФОТО Dmitry-Kalinovsky/shutterstock.com

О новой постановке «Пиковой дамы» Гергиев говорил как о визитной карточке театра, а также о том, что ему, руководителю огромного многофункционального театрально-концертного комплекса, важно создавать спектакли, которые могли бы выдерживать испытание временем, а значит, начисто лишенные скандалов и провокаций. Однако он уточнил, что раз в десять лет театр может позволять себе создавать и новые версии. Последний раз ревизия «Пиковой дамы» Чайковского состоялась в 1999 году, когда режиссером постановки выступил Александр Галибин, предложивший изысканную интерпретацию шедевра в модернистской эстетике, в контексте мифологии Серебряного века.

Немало слов маэстро сказал о том, как необходима эта опера для молодежи, за счет которой, по его словам, сильно обновилась труппа Мариинского театра. В премьерной постановке серьезная ставка сделана театром именно на новые имена молодых певцов, ряд которых, впрочем, уже неплохо известен завсегдатаям этого театра. Так, в партии Германа занят Максим Аксенов, который уже не первый сезон радует своими вокально-драматическими откровениями. А вот Михаил Векуа выйдет в легендарной партии впервые. Большая интрига – исполнительницы партии Графини. Если прежде это были уникальные мастерицы Ирина Богачева и Лариса Дядькова, то Алексей Степанюк увидел в этом образе меццо-сопрано Елену Витман, Ольгу Савову и даже Марию Максакову.

Партия Лизы для многих даже драматических сопрано так и остается недосягаемой вершиной в силу невероятной сложности своей драматургии. Она предложена Татьяне Павловской, Татьяне Сержан, которые уже выступали в этой опере, а также Ирине Чуриловой, все чаще прилетающей в петербургский театр из Новосибирска.

В год 175-летия со дня рождения Чайковского Валерий Гергиев пообещал журналистам обратиться к опере «Опричник», которая, по словам музыковеда Леонида Гаккеля, не исполнялась в Петербурге, а также к опере «Кузнец Вакула», больше известной как «Черевички».

Порадовался он и тому, что в опере «Мазепа» (идет в Мариинском в традиционной постановке аж 1950 года режиссера Ильи Шлепянова, капитально возобновленной Юрием Лаптевым в 2009 году) в заглавной партии примет участие бас Виталий Ковалев, больше известный европейскому, чем российскому слушателю.

Фестиваль «Звезды белах ночей» назван так, главным образом, благодаря участию звездных солистов, и потому руководитель Мариинского театра обратил внимание прессы на целый ряд исполнительских имен. Сопрано Татьяну Сержан он отрекомендовал как певицу «очень высокого класса», особенно в итальянском репертуаре, а мощный потенциал меццо-сопрано Екатерины Семенчук он готов услышать в партии Марфы в «Хованщине».

Маэстро с нетерпением ждет и выступление баса Михаила Петренко, который исполнит цикл «Песни и пляски смерти» Мусоргского в ансамбле с выдающимся музыкантом современности пианистом и дирижером Кристофом Эшенбахом. Об известном всему миру итальянском басе Ферруччо Фурланетто, который выйдет в партии короля Филиппа в «Дон Карлосе», Валерий Гергиев тоже говорил в самых лучших выражениях. Щедрый на высокие рекомендации, он советовал не пропустить концерты скрипачей Леонидаса Кавакоса и Пинхаса Цукермана.

Не мог Валерий Абисалович обойти и потери – многолетнего друга и мецената, госпожи Йоко Нагаэ Ческины, которой посвящен один из концертов фестиваля с участием молодого пианиста-виртуоза Даниила Трифонова и арфистки Софьи Кипрской. А также – Майи Плисецкой, женщины «неземного обаяния и дарования». К 90-летию со дня рождения балерины в Мариинском театре подготовят грандиозную программу.

Еще одной оперной премьерой фестиваля станет «Травиата» Верди в постановке Клаудии Шолти, дочери прославленного маэстро сэра Георга Шолти. А сегодня, 28 мая, в афише фестиваля – российская премьера оперы «Узник» Луиджи Даллапикколы с участием Евгения Никитина и Валерии Стенькиной под управлением итальянского маэстро Олега Каэтани. С ним Валерий Гергиев был знаком еще с времен учебы в консерваторском классе легендарного Ильи Мусина. А в Концертном зале Мариинского театра – российский дебют молодого польского вокального ансамбля Artis Sonus из Познани с насыщенной программой музыкальной истории от Ренессанса до наших дней.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 094 (5467) от 28.05.2015.


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?