Тузы и дамы белых ночей

Валерий Гергиев рассказал о программе XXIII международного фестиваля «Звезды белых ночей», который открылся вчера премьерой оперы «Пиковая дама» Чайковского в постановке Алексея Степанюка на Новой сцене Мариинского театра. Фестиваль продлится чуть больше двух месяцев и, по многолетней традиции, продемонстрирует оперные и балетные премьеры последних сезонов наряду с лучшими репертуарными спектаклями, а также даст возможность услышать ряд камерных и симфонических программ на всех трех площадках.

Тузы и дамы белых ночей | ФОТО Dmitry-Kalinovsky/shutterstock.com

ФОТО Dmitry-Kalinovsky/shutterstock.com

О новой постановке «Пиковой дамы» Гергиев говорил как о визитной карточке театра, а также о том, что ему, руководителю огромного многофункционального театрально-концертного комплекса, важно создавать спектакли, которые могли бы выдерживать испытание временем, а значит, начисто лишенные скандалов и провокаций. Однако он уточнил, что раз в десять лет театр может позволять себе создавать и новые версии. Последний раз ревизия «Пиковой дамы» Чайковского состоялась в 1999 году, когда режиссером постановки выступил Александр Галибин, предложивший изысканную интерпретацию шедевра в модернистской эстетике, в контексте мифологии Серебряного века.

Немало слов маэстро сказал о том, как необходима эта опера для молодежи, за счет которой, по его словам, сильно обновилась труппа Мариинского театра. В премьерной постановке серьезная ставка сделана театром именно на новые имена молодых певцов, ряд которых, впрочем, уже неплохо известен завсегдатаям этого театра. Так, в партии Германа занят Максим Аксенов, который уже не первый сезон радует своими вокально-драматическими откровениями. А вот Михаил Векуа выйдет в легендарной партии впервые. Большая интрига – исполнительницы партии Графини. Если прежде это были уникальные мастерицы Ирина Богачева и Лариса Дядькова, то Алексей Степанюк увидел в этом образе меццо-сопрано Елену Витман, Ольгу Савову и даже Марию Максакову.

Партия Лизы для многих даже драматических сопрано так и остается недосягаемой вершиной в силу невероятной сложности своей драматургии. Она предложена Татьяне Павловской, Татьяне Сержан, которые уже выступали в этой опере, а также Ирине Чуриловой, все чаще прилетающей в петербургский театр из Новосибирска.

В год 175-летия со дня рождения Чайковского Валерий Гергиев пообещал журналистам обратиться к опере «Опричник», которая, по словам музыковеда Леонида Гаккеля, не исполнялась в Петербурге, а также к опере «Кузнец Вакула», больше известной как «Черевички».

Порадовался он и тому, что в опере «Мазепа» (идет в Мариинском в традиционной постановке аж 1950 года режиссера Ильи Шлепянова, капитально возобновленной Юрием Лаптевым в 2009 году) в заглавной партии примет участие бас Виталий Ковалев, больше известный европейскому, чем российскому слушателю.

Фестиваль «Звезды белах ночей» назван так, главным образом, благодаря участию звездных солистов, и потому руководитель Мариинского театра обратил внимание прессы на целый ряд исполнительских имен. Сопрано Татьяну Сержан он отрекомендовал как певицу «очень высокого класса», особенно в итальянском репертуаре, а мощный потенциал меццо-сопрано Екатерины Семенчук он готов услышать в партии Марфы в «Хованщине».

Маэстро с нетерпением ждет и выступление баса Михаила Петренко, который исполнит цикл «Песни и пляски смерти» Мусоргского в ансамбле с выдающимся музыкантом современности пианистом и дирижером Кристофом Эшенбахом. Об известном всему миру итальянском басе Ферруччо Фурланетто, который выйдет в партии короля Филиппа в «Дон Карлосе», Валерий Гергиев тоже говорил в самых лучших выражениях. Щедрый на высокие рекомендации, он советовал не пропустить концерты скрипачей Леонидаса Кавакоса и Пинхаса Цукермана.

Не мог Валерий Абисалович обойти и потери – многолетнего друга и мецената, госпожи Йоко Нагаэ Ческины, которой посвящен один из концертов фестиваля с участием молодого пианиста-виртуоза Даниила Трифонова и арфистки Софьи Кипрской. А также – Майи Плисецкой, женщины «неземного обаяния и дарования». К 90-летию со дня рождения балерины в Мариинском театре подготовят грандиозную программу.

Еще одной оперной премьерой фестиваля станет «Травиата» Верди в постановке Клаудии Шолти, дочери прославленного маэстро сэра Георга Шолти. А сегодня, 28 мая, в афише фестиваля – российская премьера оперы «Узник» Луиджи Даллапикколы с участием Евгения Никитина и Валерии Стенькиной под управлением итальянского маэстро Олега Каэтани. С ним Валерий Гергиев был знаком еще с времен учебы в консерваторском классе легендарного Ильи Мусина. А в Концертном зале Мариинского театра – российский дебют молодого польского вокального ансамбля Artis Sonus из Познани с насыщенной программой музыкальной истории от Ренессанса до наших дней.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 094 (5467) от 28.05.2015.


Комментарии