Он понимал все. К 200-летию со дня рождения Ивана Сергеевича Тургенева

Круглая дата, которую читающая Россия будет праздновать завтра, - 200 лет со дня рождения Ивана Сергеевича Тургенева - подтолкнула к перечитыванию. И это оказалось удовольствием погружения в давно ушедший, но вновь оживающий под пером мастера мир. Давно забытым опытом захватывающего чтения, наслаждением от выразительного, передающего тончайшие нюансы чувств и ощущений языка.

Он понимал все. К 200-летию со дня рождения Ивана Сергеевича Тургенева | Тургенев. Репродукция

Тургенев. Репродукция

Тургенев, давно канонизированный, стоит особняком в нашей литературе. По видимости общительный, друживший со многими, входивший в круг «Современника» в лучшие дни этого ведущего русского журнала, постоянный участник встреч «флоберовского кружка» - он был одинок смолоду и до конца жизни.

Этим одиночеством и болью непонятости проникнуты «Стихотворения в прозе». «Куда мне деться? Что предпринять? Я как одинокая птица без гнезда. Нахохлившись, сидит она на голой, сухой ветке. Оставаться тошно... а куда полететь?» Он пытался уйти в воспоминания, но и там, «на дне сосредоточенной души», находил «горечь болезненных дум». Размышлений о деспотизме умных людей, о том, что друг из лучших побуждений может погубить быстрее врага, что благодетельность и благодарность встречаются друг с другом лишь в сказке... «Тургенев понимал все», - сказал о нем Генри Джеймс, но как же трудно жить с таким пониманием.

Ему был дан редкий дар видения жизни и способность передать мимолетные впечатления точно, ясно и понятно. Он помог нам увидеть, как утка «влажной лапкой чешет себе затылок на краю лужи» и как медленно падают с морды напившейся в пруду коровы «длинные сверкающие капли воды»; смог написать огонь и его отражение, которое «порывисто дрожа» ударяет светом во все стороны; смог передать словами настроение и звуки музыки; показал, как меняется выражение лица человека при смене собеседника и как самый серьезный разговор прерывается на «ах, какая прелестная бабочка!»...

Умение «схватывать», «уловлять» жизнь считал он первым признаком таланта, от которого, кроме того, требовал «правдивости неумолимой в отношении к собственным ощущениям». В сочетании с «полной свободой воззрений и понятий», которую Тургенев считал обязательной для писателя, это и дало его невероятную художественную объективность, полное отсутствие тенденциозности, которое выделяет его на фоне литературных современников, определяет особость и одиночество.

Житейские воззрения и симпатии Ивана Сергеевича Тургенева никак не влияли на то, как отражалась жизнь в его книгах. В отличие от Достоевского с его романами идей и Толстого, внушавшего читателям свое понимание происходящего, Тургенев - чистый художник. Он пишет жизнь людей очень неоднозначных, разных в разные моменты своего существования. Пишет с такой точностью подробностей и правды ощущений, что эти люди кажутся живыми, и мы постоянно меняем свое отношение к ним, как меняем отношение к людям в жизни. Больше всего это видно в «Рудине», «Дворянском гнезде», «Отцах и детях».

Романы Тургенева до такой степени эпически объективны, что ставили и ставят критиков и читателей в тупик. Здесь нет авторского суда над героями - лишь понимание сложности жизни и человеческой натуры. Только откровенная пошлость (Паншина и Варвары Павловны, Ситникова и Кукшиной) вызывает столь же откровенную и злую авторскую иронию, доходящую до убийственного сарказма.

Отношение к тургеневским героям меняется по ходу чтения, когда перед нами постепенно в разных ситуациях развертываются их характеры. Но еще больше оно меняется с нашим взрослением в ходе движения по жизни. Так в молодые годы «Отцы и дети» читаются как книга о споре поколений, в котором, естественно, преимущество и победа оказываются на стороне молодых. Позже на первый план выходит личность Базарова, его «самоломанность», обреченная попытка ради модных идей противостоять своей человеческой природе, так рифмующаяся с жизнью и трагедией Маяковского. И лишь войдя в возраст и положение «отцов», мы вдруг начинаем открывать для себя незамечаемые раньше страницы переживаний «старичков», их страдания от невозможности пробиться к любимым, любящим, но так легко причиняющим боль «детям».

Составляя список книг, обязательных для чтения начинающего писателя, Хемингуэй включил в него «Войну и мир» и «Анну Каренину» Толстого, «Братьев Карамазовых» и два любых романа Достоевского и - всего Тургенева. Перечитав сейчас практически «всего Тургенева», кажется, поняла его мысль. Творчество Тургенева в совокупности есть картина целого и единого русского мира в самых разных его сторонах и проявлениях, подобно тому, как гомеровская «Илиада» несет в себе весь греческий мир. Этот грандиозный, многообразный и многоликий тургеневский мир совершенно живой. Надо лишь открыть книгу...

#Тургенев #юбилей #литература

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 208 (6317) от 08.11.2018 под заголовком «Тургенев понимал все».

Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...

Гений места движет фестиваль
25 Мая 2017

Гений места движет фестиваль

XXV, международный фестиваль «Дворцы Санкт-Петербурга» откроется 31 мая в Эрмитажном театре концертным исполнением оперы «Сельская честь» Масканьи.

Великая Победа глазами потомков
19 Мая 2017

Великая Победа глазами потомков

В нарядном недавно отреставрированном Доме журналиста на Невском вчера было непривычно, по-школьному, шумно...

Вся ночь впереди
19 Мая 2017

Вся ночь впереди

Завтра в 10-й раз в Петербург придет «Ночь музеев» - одно из главных культурных событий года.

Гранатовый браслет из Гатчины
02 Мая 2017

Гранатовый браслет из Гатчины

В Гатчине подвели итоги XXIII кинофестиваля «Литература и кино».

Кармен-сюита
25 Апреля 2017

Кармен-сюита

Удивительное дело: ни в одной другой экранизации не было так очевидно, что эти двое совершенно не созданы друг для друга...

Уважение рождается в борьбе
09 Марта 2017

Уважение рождается в борьбе

Благодаря музею Исаакий стал гражданской святыней, обрел значение, которое выдвинуло его в первый ряд памятников Петербурга. Музеи всегда оказываются на передовой линии борьбы за цивилизацию. Они подч...

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит
02 Февраля 2017

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит

Я написал письмо Патриарху Кириллу. Пресс-секретарь Святейшего сообщил, что Патриарх готов встречаться и обсуждать эти вопросы.

Как сэкономить на культуре
15 Декабря 2015

Как сэкономить на культуре

Посещение музеев, особенно всей семьей, обычно влетает в копеечку и для многих становится роскошью. Сегодня мы расскажем о том, как можно сэкономить, напомним о бесплатных днях и льготах.