Он понимал все. К 200-летию со дня рождения Ивана Сергеевича Тургенева

Круглая дата, которую читающая Россия будет праздновать завтра, - 200 лет со дня рождения Ивана Сергеевича Тургенева - подтолкнула к перечитыванию. И это оказалось удовольствием погружения в давно ушедший, но вновь оживающий под пером мастера мир. Давно забытым опытом захватывающего чтения, наслаждением от выразительного, передающего тончайшие нюансы чувств и ощущений языка.

Он понимал все. К 200-летию со дня рождения Ивана Сергеевича Тургенева | Тургенев. Репродукция

Тургенев. Репродукция

Тургенев, давно канонизированный, стоит особняком в нашей литературе. По видимости общительный, друживший со многими, входивший в круг «Современника» в лучшие дни этого ведущего русского журнала, постоянный участник встреч «флоберовского кружка» - он был одинок смолоду и до конца жизни.

Этим одиночеством и болью непонятости проникнуты «Стихотворения в прозе». «Куда мне деться? Что предпринять? Я как одинокая птица без гнезда. Нахохлившись, сидит она на голой, сухой ветке. Оставаться тошно... а куда полететь?» Он пытался уйти в воспоминания, но и там, «на дне сосредоточенной души», находил «горечь болезненных дум». Размышлений о деспотизме умных людей, о том, что друг из лучших побуждений может погубить быстрее врага, что благодетельность и благодарность встречаются друг с другом лишь в сказке... «Тургенев понимал все», - сказал о нем Генри Джеймс, но как же трудно жить с таким пониманием.

Ему был дан редкий дар видения жизни и способность передать мимолетные впечатления точно, ясно и понятно. Он помог нам увидеть, как утка «влажной лапкой чешет себе затылок на краю лужи» и как медленно падают с морды напившейся в пруду коровы «длинные сверкающие капли воды»; смог написать огонь и его отражение, которое «порывисто дрожа» ударяет светом во все стороны; смог передать словами настроение и звуки музыки; показал, как меняется выражение лица человека при смене собеседника и как самый серьезный разговор прерывается на «ах, какая прелестная бабочка!»...

Умение «схватывать», «уловлять» жизнь считал он первым признаком таланта, от которого, кроме того, требовал «правдивости неумолимой в отношении к собственным ощущениям». В сочетании с «полной свободой воззрений и понятий», которую Тургенев считал обязательной для писателя, это и дало его невероятную художественную объективность, полное отсутствие тенденциозности, которое выделяет его на фоне литературных современников, определяет особость и одиночество.

Житейские воззрения и симпатии Ивана Сергеевича Тургенева никак не влияли на то, как отражалась жизнь в его книгах. В отличие от Достоевского с его романами идей и Толстого, внушавшего читателям свое понимание происходящего, Тургенев - чистый художник. Он пишет жизнь людей очень неоднозначных, разных в разные моменты своего существования. Пишет с такой точностью подробностей и правды ощущений, что эти люди кажутся живыми, и мы постоянно меняем свое отношение к ним, как меняем отношение к людям в жизни. Больше всего это видно в «Рудине», «Дворянском гнезде», «Отцах и детях».

Романы Тургенева до такой степени эпически объективны, что ставили и ставят критиков и читателей в тупик. Здесь нет авторского суда над героями - лишь понимание сложности жизни и человеческой натуры. Только откровенная пошлость (Паншина и Варвары Павловны, Ситникова и Кукшиной) вызывает столь же откровенную и злую авторскую иронию, доходящую до убийственного сарказма.

Отношение к тургеневским героям меняется по ходу чтения, когда перед нами постепенно в разных ситуациях развертываются их характеры. Но еще больше оно меняется с нашим взрослением в ходе движения по жизни. Так в молодые годы «Отцы и дети» читаются как книга о споре поколений, в котором, естественно, преимущество и победа оказываются на стороне молодых. Позже на первый план выходит личность Базарова, его «самоломанность», обреченная попытка ради модных идей противостоять своей человеческой природе, так рифмующаяся с жизнью и трагедией Маяковского. И лишь войдя в возраст и положение «отцов», мы вдруг начинаем открывать для себя незамечаемые раньше страницы переживаний «старичков», их страдания от невозможности пробиться к любимым, любящим, но так легко причиняющим боль «детям».

Составляя список книг, обязательных для чтения начинающего писателя, Хемингуэй включил в него «Войну и мир» и «Анну Каренину» Толстого, «Братьев Карамазовых» и два любых романа Достоевского и - всего Тургенева. Перечитав сейчас практически «всего Тургенева», кажется, поняла его мысль. Творчество Тургенева в совокупности есть картина целого и единого русского мира в самых разных его сторонах и проявлениях, подобно тому, как гомеровская «Илиада» несет в себе весь греческий мир. Этот грандиозный, многообразный и многоликий тургеневский мир совершенно живой. Надо лишь открыть книгу...

#Тургенев #юбилей #литература

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 208 (6317) от 08.11.2018 под заголовком «Тургенев понимал все».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили  в Румынии – это дешевле»
22 Января 2019

Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили в Румынии – это дешевле»

Народная артистка России празднует сегодня юбилей – 80 лет. Наш автор пообщался с актрисой.

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова
10 Января 2019

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова

Его учеников-актеров было так много, что из них в Ленинграде с нуля был создан новый театр – Молодежный, который жив и сегодня.

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург
19 Декабря 2018

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург

Глава Эрмитажа – о прошедшем Дне музея и о том, что можно делать на Дворцовой площади.

«Иллюстратор» на фоне истории
13 Декабря 2018

«Иллюстратор» на фоне истории

Книга известного петербургского кинематографиста Дмитрия Долинина построена на воспоминаниях художника-иллюстратора Петра Воскресенского. Разберем ее составляющие.

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге
08 Октября 2018

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге

Фильм, снятый лидером Всероссийского мотоклуба «Ночные волки», представили в День рождения президента России.

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Александр Петров, родившийся заново
01 Февраля 2018

Александр Петров, родившийся заново

Саша Петров поставил исповедальное поэтически-музыкальное шоу «#Зановородиться» по собственным стихам и издал книгу, которая вышла в январе.

Топ-100 от РОСФОТО
17 Июля 2017

Топ-100 от РОСФОТО

Свое 15-летие музейно-выставочный центр РОСФОТО отмечает выставкой ста лучших фотографий из собственной коллекции.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Юность покоряет олимп в Петербурге
20 Июня 2017

Юность покоряет олимп в Петербурге

На XXII международном фестивале «Музыкальный олимп» выступили лауреаты самых престижных конкурсов последних лет из семнадцати стран, среди которых значились не только США и Германия, но также Египет, ...

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...