В Строгановском дворце открылась выставка легендарного Лазаря Хидекеля
В Строгановском дворце Русского музея открылась выставка «Лазарь Хидекель (1904 - 1986)», посвященная ленинградскому архитектору, человеку-легенде. Этот небольшой проект, составленный из 80 рисунков (собрание наследников), - рассказ о мечте и прагматике, обстоятельствах времени и верности идеалам юности.
ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА
Хидекелю в жизни фантастически повезло и фатально не повезло. Он родился в Витебске и в 14 лет без среднего образования был в порядке исключения принят в Народное художественное училище. Это было время расцвета того феномена, который потом войдет во все учебники по искусству ХХ века как «витебский авангард».
Хидекель учился рисунку у Добужинского, живописи - у Шагала, архитектуре - у Лисицкого. Но главным гуру для него стал Малевич и его супрематические опыты как прообразы эстетики новой человеческой цивилизации.
В 1920 году в машинописном журнале АЭРО Хидекель и его друг Илья Чашник напишут: «Наш настоящий дух и сознание нового творчества Миростроительства, в настоящем темпе требует высшего усовершенства в завоевании скорости мирового пространства...».
Простим очень молодым людям корявый русский язык, зато сколько энтузиазма. Но уже на следующий год в том же АЭРО Хидекель замечает: «С открытием внутренних, скрытых сил природы, зарождается новая, более высокая цивилизация, где будущая архитектура должна основываться на своих законах, не разрушающих естественную среду, а вступающих в благотворное пространственное взаимодействие с окружающей природой». Мальчику всего 17, вокруг разговоры, кого бы еще сбросить с корабля современности. А здесь такая мудрость.
В 1922 году Хидекель перебирается в Петроград и следующие пять лет учится в Институте гражданских инженеров (теперь - СПбГАСУ) у Леонтия Бенуа, Александра Никольского, Григория Симонова. Уже его студенческий супрематический «Проект рабочего клуба» с динамичным сочетанием вертикалей и горизонталей был опубликован в нескольких архитектурных журналах - советских и немецких. Это была первая попытка перевести в материал абстрактные идеи Малевича. Во многом она воплотилась в здании школы на улице Ткачей, 9.
Основная часть выставки - рисунки 1920-х - начала 1930-х годов: «Аэрогород», «Летающие плоскости», «Город на опорах», «Туманоид (супрематическая структура над водой)», «Проект жилища в космосе»...
Но вскоре авангард был признан вредным, утвердился сталинский ампир. Хидекель построил в Ленинграде первый в СССР трехзальный кинотеатр «Москва», где прежние идеи спрятаны в плане здания и в изображении «черных квадратов» на полу в вестибюле. Дальше ему пришлось несколько десятилетий проектировать «под классику».
Только в 1960 году во времена оттепели Хидекель вернется к супрематическим мечтам молодости в проекте Музея Циолковского. Но когда еще через два десятилетия будет готовиться книга об архитекторе, он попросит не публиковать в ней супрематические рисунки (их также много на нынешней выставке).
Почему он так поступил? Искусствоведы называют это «синдромом 37-го года».
Нынешняя выставка стала хорошим поводом напомнить о трудной судьбе кинотеатра «Москва» - объекте культурного наследия. По источникам, его частный владелец прекратил все ремонтные работы, здание пустует и постепенно разрушается.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 221 (6330) от 27.11.2018 под заголовком «Туманоид постоянного проживания».
Комментарии