Туман прочнее гранита

14 августа – 150 лет со дня рождения Дмитрия Мережковского.

Туман прочнее гранита | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

После него осталось громадное наследие – 24 тома. Блестящие критические статьи, эссе, переводы древнегреческих трагедий, исторические романы и стихи. Парадокс заключается в том, что в современной России многие знают имя Дмитрия Мережковского, но мало кто читает его книги. Потому что это нелегкий труд. И длинные они (как говорят сегодня, «многабукаф»), и герметичные. Мережковский, человек великолепно образованный, писал для читателя, равного ему в этом отношении. Но тот, кто все же возьмет на себя труд прочитать, обнаружит, что в его книгах много соответствий с нынешним временем, найдет сбывшиеся пророчества и даже ответы на многие вопросы о судьбе России и ее месте в мире.

С Дмитрием Мережковским в Петербурге связаны многие адреса. Самый главный – дом Мурузи на Литейном, где Мережковский вместе со своей спутницей Зинаидой Николаевной Гиппиус прожил много лет. В этой квартире собирались все, кто хоть что-то значил в литературе рубежа XIX – XX веков – эпохи, которую именно Мережковский облек в «серебряные одежды». Во многом благодаря его статье «Символы» начался символизм в русском искусстве того времени, охвативший и поэзию, и живопись, и театр.

Рассказывать о Дмитрии Мережковском, не упоминая Зинаиду Гиппиус, невозможно. Они познакомились в Боржоме совсем молодыми. «Мы встретились, и оба вдруг стали разговаривать так, как будто давно уже было решено, что мы женимся, и что это будет хорошо», – вспоминала Гиппиус. Через год, 8 января 1889 года, они обвенчались в тифлисской церкви Михаила Архангела.

Брак был, мягко говоря, необычным. Поговаривали, что отношения супругов – платонические. «Это все, что угодно, но не семья», – утверждала Нина Берберова в книге «Курсив мой». Возможно, но они прожили вместе 52 года, не разлучаясь ни на один день. «Она ведь не другой человек, а я в другом теле», – писал Мережковский Розанову.

Мережковский и Гиппиус приветствовали Февральскую революцию и встретили в штыки революцию 1917 года. После нескольких страшных лет в Петрограде (о пережитом Гиппиус рассказывает в своих дневниках) они с большими трудностями все же смогли уехать в Париж, где у них была своя квартира. Там продолжили, казалось бы, жить по-прежнему: работа, потом непременная прогулка, вечерами – гости их «Зеленой лампы», бесконечные споры. Только понятно уже было, что России, о которой они спорят, больше нет и никогда не будет.

В прозе Мережковского встречаются мысли, которые можно назвать пророчествами. Они сбылись. Так, в «Петре и Алексее» есть сцена, когда царевич проклинает отца и весь род Романовых, говоря, что он прервется в крови. А в статье «Грядущий хам» писатель предсказал торжество мещанина, которому чужда духовная жизнь. Он предостерегал от «грядущего хамства, идущего снизу – хулиганства, босячества, черной сотни», а путь к спасению видел в просвещении и воспитании. Однако в жизни он часто ошибался. Эти ошибки стоили ему дорого.

Он умер в нищете в оккупированном Париже 7 декабря 1941 года. Зинаида Николаевна пережила мужа на четыре года. Только жизнью это уже не было. «Я умерла, осталось умереть только телу», – сказала она, похоронив Мережковского, затворилась от мира и писала воспоминания о нем. Похоронены они в одной могиле на кладбище Сен-Женевьев-де-Буа, в Париже. Могильный памятник писателю оплатили французские издатели.

Мережковский говорил, что туман прочнее гранита, имея в виду, что дух сильнее плоти, а миф часто значит больше, чем факты. Петербург Серебряного века существует до сих пор – в нашей памяти, нашем воображении, книгах, которые мы читаем. В том числе и в книгах Дмитрия Мережковского, которые, без сомнения, еще оценят по достоинству.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 148 (5765) от 15.08.2016.


Комментарии



Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?