Цветы реформатору театра

По традиции, новый, юбилейный, 260-й, сезон в Александринском театре начался в Петропавловском соборе Петропавловской крепости с торжественной церемонии возложения цветов на могилы императриц Елизаветы Петровны, издавшей 30 августа 1756 года указ об основании первой русской драматической труппы, и Александры Федоровны, в честь которой названа построенная в 1832 году историческая сцена театра.

Цветы реформатору театра  | ФОТО Elnur/shutterstock.com

ФОТО Elnur/shutterstock.com

Но на этом торжественные мероприятия не закончились. В 2015 году в Александринском театре появилась новая традиция. Впервые труппа и сотрудники театра во главе с Валерием Фокиным в этот важный для всех день прибыли на Серафимовское кладбище, чтобы почтить память последнего директора Императорских театров Владимира Аркадьевича Теляковского (1860 – 1924). Его могила была отреставрирована и приведена в надлежащий вид. Теперь семейное захоронение Теляковских представляет собой мраморный крест и несколько надгробий с указаниями имен, рода деятельности и дат жизни членов знаменитой семьи.

После прочтения на восстановленной могиле чина литии и возложения цветов (розы преподнесли Валерий Фокин, Николай Мартон, ректор Театральной академии Александр Чепуров) были произнесены речи о том, каким выдающимся деятелем культуры был Владимир Теляковский. Он работал с Шаляпиным, Станиславским, Мейерхольдом и другими личностями, определившими и опередившими свое время. Владимир Аркадьевич был столь же высокого полета птица – будучи полковником, имел безупречный художественный вкус, позволивший ему много лет управлять дирекцией Императорских театров Петербурга и Москвы.

Валерий Фокин назвал его «реформатором русского театра». Выступили представители администрации нашего города. Но больше всего внимания заслужила Наталья Борисовна Ветошникова, мастер спорта СССР по теннису, родившаяся в Петрограде в 1921 году. Она лично знала детей Теляковского и отметила, что «все они незримо присутствуют здесь», поведала историю любви супругов Теляковских. Из-за ветра ее было плохо слышно, но все жадно ловили заглушаемые слова. Наталья Борисовна положила на могилу букет белых хризантем.

В семейном захоронении Теляковских первая из могил появилась в 1922 году, когда умерла жена Владимира Аркадьевича – Гурли Логиновна. Как рассказали в Александринском театре, раньше на этом месте был единый холм с рядом бетонных крестов, установленных в 1960-е годы. А сведений об этой могиле нет даже в капитальном издании 2011 года «Исторические кладбища Санкт-Петербурга». В 2013 году искусствовед Ирина Гуськова обратилась в театр с просьбой помочь в восстановлении исторического захоронения. Работы были осуществлены на средства, собранные в результате организации Александринским театром вечера памяти В. А. Теляковского и благотворительного показа спектакля «Маскарад. Воспоминания будущего».


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 162 (5535) от 02.09.2015.


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 Августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 Августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 Августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 Июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 Июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 Июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 Июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 Июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 Июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 Июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 Июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?