Главная городская газета

В Ораниенбауме отметили юбилей в стиле «шинуазри»

Каждый день
свежий pdf-номер газеты
в Вашей почте

Бесплатно
Свежие материалы Культура

В Эрмитаже появился «гастрономический» аудиогид

Посетители главного музея Петербурга узнают много нового об «исторической» пище. Читать полностью

Призраки истории. Путешествие в дом Чистякова в Пушкине

Небольшой деревянный домик в Пушкине хранит свои тайны, несмотря ни на что. Взглянем на него поближе. Читать полностью

Как в Петербурге отметят юбилей Тургенева

В год 200-летия писателя пока не видно ажиотажа со стороны россиян. Но теперь итальянцы осмысляют нрав матушки писателя, американцы проникаются «Месяцем в деревне», а индонезийцы переводят «Первую любовь».С чем это связано? Читать полностью

В Петербурге может появиться памятник Чайковскому

Памятник композитору может быть установлен в Северной столице уже в 2018 году. Имя инициатора установки памятника держится в тайне. Но мы узнали о других деталях установки будущего монумента. Читать полностью

В Петербурге узнали о вокальных талантах императрицы Елизаветы Петровны

В фондах Русского музея обнаружили необычную находку: ноты, по которым пела в придворном хоре императрица Елизавета Петровна. Что нам известно о музыкальных вкусах императрицы? Читать полностью

В Петербурге стартует конкурс вокалистов Образцовой

Более 180 молодых дарований выступят в Северной столице. Сколько продлится конкурс? Подробности в нашем материале. Читать полностью
Реклама
Реклама
В Ораниенбауме отметили юбилей в стиле «шинуазри» | Иероглифы, на которые показывает Татьяна Сясина, хранитель Китайского дворца, - это строки из древней китайской поэзии. Фото: Игорь Любимов

Иероглифы, на которые показывает Татьяна Сясина, хранитель Китайского дворца, - это строки из древней китайской поэзии. Фото: Игорь Любимов

Китайский дворец отпраздновал свое 250-летие. В честь торжественного события здесь были открыты три новых зала.

Сквозь толпу приглашенных, съехавшихся на праздник, с трудом пробивалась императрица в пудреном парике и горностаевой мантии. Было жарко, но положение обязывает. За ней едва поспевал мужчина в современном темном костюме, похожий на телохранителя. Возле дворца стояли молодые кавалеры в белых камзолах и шелковых чулках и дамы в платьях на фижмах. Распевались китайцы в национальных костюмах. Шли приготовления к торжественному открытию трех отреставрированных залов Китайского дворца - жемчужины Ораниенбаума.

Творение Антонио Ринальди - единственный в России дворец, представляющий стиль рококо. Прихотливо изогнутые линии, изысканные цвета и оттенки, которым и название-то сложно подобрать (как не вспомнить «цвет бедра испуганной нимфы»?), амуры, поцелуи... В эпоху рококо в моде был стиль «шинуазри» (китайщина). Отсюда и название дворца, выстроенного Ринальди для Екатерины Второй, и интерьеры в этом стиле, и китайские песни и пляски на праздновании 250-летия дворца.

Директор ГМЗ «Петергоф» Елена Кальницкая, которая дополнила в этот день свой наряд оранжевым шарфом (Ораниенбаум ведь переводится как «апельсиновое дерево»), подчеркнула, что все интерьеры здесь подлинные:

- Дворец не пострадал во время войны. На Ораниенбаумском плацдарме наши войска удержали земли, и все дворцы сохранились. Тогда как Петергоф был разрушен.

С Китайским дворцом у нее связаны и личные воспоминания. На празднике она показывала черно-белые снимки из семейного архива, сделанные ее отцом Яковом Кальницким в 1957 году, когда он привез жену и дочерей в Ораниенбаум. Они сняты на фоне ринальдиевского шедевра.

Елена Яковлевна назвала Китайский дворец чудом из чудес, добавив, что реставрировать его чрезвычайно сложно: много технических проблем. Ринальди задал загадку последующим поколениям: продумав дворец и его интерьеры до мелочей, он почему-то забыл о такой важной вещи, как фундамент. Сейчас проблема гидроизоляции решена, сменили и крышу, так что «голова и ноги» у дворца, как шутят реставраторы, сухие. Влажность, которая доходила поначалу до катастрофических 90 процентов, сейчас доведена до вполне приемлемых 60. В идеале - 50 процентов влажности, такой музейный стандарт.

В честь праздника открыли три новых зала на половине великого князя Павла Петровича, будущего императора Павла Первого: штофную опочивальню, будуар и кабинет.

В штофной опочивальне, обитой «селадоновым» (светло-зеленым) шелком, отреставрировали соломенные панно, созданные в мастерской мадам де Шаль в 1762 - 1764 годах. Кабинет Павла, который украшают отреставрированные мраморные и деревянные панно с китайскими сюжетами, совсем крошечный. За малость размера его даже часто называют «кабинетик».

Сложно было реставрировать будуар, или, как его еще называют, «ореховые покои». Каждую панель мастера снимали и увозили на реставрацию в мастерские.

Когда мастера демонтировали панно, обнаружилась дверь, которая когда-то соединяла будуар и кабинет Павла. Сейчас ее можно видеть. Она словно портал-дверь в прошлое.

Тут есть на что посмотреть. Из 17 залов Китайского дворца сейчас открыты десять. Большая антикамера, зал муз, голубая гостиная, передняя, гардеробная, стеклярусный кабинет... Теперь вот еще и штофная опочивальня, кабинет и будуар.

Постепенно происходит наполнение залов предметами. В гардеробной, например, есть три кресла, которые стояли там еще при Екатерине Великой, туалетные столики, на которых разложены атрибуты, необходимые каждой даме галантного столетия. Это веер, табакерка, мушечница (для мушек - пикантных искусственных родинок). А еще - фарфоровая ароматница в виде белых цветов калины.

Самый знаменитый интерьер дворца - стеклярусный кабинет. Его можно сравнить с Янтарной комнатой в Екатерининском дворце. Только ораниенбаумские панно - подлинники XVIII века. 12 панно, расшитых стеклярусом, отреставрировали специалисты Эрмитажа. Тысячи крошечных стеклянных трубочек переливаются различными оттенками - от молочно-белого и кремового до золотистого цвета шампанского. Возможно, стеклярусный фон символизировал раньше бескрайние снега Российской империи. Ведь заказаны панно были самой императрицей Екатериной Великой, которую современники часто называли северной Семирамидой.

Всем посетителям Китайского дворца приходится надевать бахилы. Ринальдиевские паркеты здесь уникальны, это подлинники.

Перед реставрацией паркет сначала изучался, в специальных лабораториях устанавливалась порода использованной древесины. Ромбы сделаны из лиственницы, трельяжная сеть - из палисандра, листья - из лимонного дерева. Присутствуют красное и розовое дерево, карельская береза и даже такое необычное для России дерево, как черная пальма. Сейчас некоторые породы исчезли, при реставрации их пришлось заменять.

Очень важно, что в Китайском дворце используется метод максимальной консервации и щадящей реставрации. Утраченное воссоздается только тогда, когда есть иконография, источники, аналоги.

Элегантные смотрительницы следят за порядком - любители селфи так и норовят подойти совсем близко к уникальным зеркалам, мебели, вазам. Им деликатно делают замечания.

- Простите, - говорили коллеги, вооруженные камерами, - голова кружится от такой красоты. Вы-то каждый день этим любуетесь.

- Да некогда нам любоваться, - отвечает смотрительница. - Мы успеваем только за посетителями следить. Такой поток людей, экскурсии - одна за другой целый день.

Интерес к Китайскому дворцу действительно огромен. И не только у китайцев (а они преобладают среди туристов). Много посетителей со всей России и даже петербуржцев. В «холодный сезон» дворец закрыт. И если вы еще там не были, советую поторопиться.

Материал был опубликован в газете под № 124 (6233) от 12.07.2018 под заголовком «Цветок Ринальди».

Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook