Церемония вручения театральной премии «Золотой софит» пройдет в ТЮЗе
Сегодня на сцене ТЮЗа им. А. А. Брянцева состоится церемония вручения XXVIII высшей театральной премии «Золотой софит».
ФОТО Сергея ГРИЦКОВА
Жюри выбирает лучших из лучших среди тех, кто радовал публику в сезоне-2021/22 своими работами в опере и балете, драме и мюзикле, кукольном жанре. И, несмотря на то что выбор зрителей и профессионалов не всегда совпадает, общие точки все же находятся — прежде всего потому, что и у тех и у других одни и те же любимые актеры, режиссеры, художники и т. д. То есть те, чьи таланты составляют золотой запас театрального искусства нашего города.
Запас этот велик. Даже в шорт-лист, составленный строгими экспертами, вошло более тридцати спектаклей всех жанров. Не говоря уже о десятках персональных номинантов. О лауреатах «Золотого софита-2022» узнаем сегодня вечером, а пока поздравим тех, чьи заслуги перед питерским искусством не вызывали споров и сомнений.
«Золотых софитов» с формулировкой «За выдающийся вклад в театральную культуру Санкт-Петербурга» удостоены народный художник России, лауреат Государственных премий, главный художник АБДТ им. Г. А. Товстоногова Эдуард Кочергин и народный артист РФ солист Михайловского театра Николай Копылов. Оба прекрасно известны не только коллегам, ученикам, но и всей просвещенной публике. Эдуарда Кочергина любят и знают как выдающегося сценографа, педагога и писателя. Баритон Николая Копылова вот уже сорок лет звучит со сцены Михайловского театра, его вокальному и актерскому таланту подвластны и лирические, и драматические партии — от Скарпиа, Грязнова, Елецкого, Онегина и Жермона до Айзенштайна и Мистера Икс. То есть младшему поколению есть кем восхищаться и за кем тянуться.
Однако проблема смены поколений состоит в другом. Младшие не дышат старшим в затылок, они зачастую уже обошли их на повороте, устремляясь вперед и выше. Они выбирают свой театральный язык, свои темы для размышлений, своих героев. Они не ищут наград, хотя призы и лауреатство их все чаще находят. Характерно, что и среди номинантов минувшего сезона новое поколение представлено широко и убедительно.
Порой для них даже трудно подобрать номинацию — тогда выручают спецпризы, как, например, в случае со спектаклем «Будь здоров школяр» (МДТ), столь ансамблево сочиненным и исполненным, что награждать надо всю постановочную группу. Еще больше творческих единиц замечено в спектаклях «Дни Савелия» (Городской театр) и «Шиле» (Театр ненормативной пластики). Уважение вызывает и спецприз спектаклю «Музыка моего дятла» (театр «ТриЧетыре») с формулировкой «За творческую открытость недетским темам в детском театре».
Среди новых обладателей «Золотых софитов» мы обнаружим представителей всех театральных цехов, жанров и возрастов. Никаких обид не предвидится. Конечно, жюри тонуло в море названий, но будем считать, что сказался постковидный синдром (изголодавшись по работе, театры, что называется, рванули). Как не оценить творческое рвение и дум высокое стремление? Публика со своей стороны усилия театров оценила: залы не пустуют, билеты, даже дорожающие, раскупаются; протаптываются тропинки даже в «медвежьи углы», куда прежде не ступала нога театрала. Задача «Софита», надо полагать, — подсветить главные маршруты.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 208 (7291) от 07.11.2022 под заголовком «Подсветить театральные маршруты».
Комментарии